Искусство музыки Искусство музыки Искусство музыки
  •  Напишите автору
  •  Читать книгу "Искусство музыки"
  •  
  •  "Русская симфоническая поэма: к проблеме типологии жанра."
  • Аннотация
  • Введение
  • Глава I. Поэма и поэмность. О происхождении термина "поэма". Краткий экскурс в историю литературной симфонической поэмы.
  • Философские и эстетические основы поэм и поэмности.
  • Отличия симфонических поэм от других жанров программной симфонической музыки.
  • Симфонические поэмы и символ.
  • Глава II. Романтические и символистские тенденции в развитии русской художественной культуры рубежа ХIХ-ХХ веков.
  • Русские симфонические поэмы начала ХХ века.
  • Глава III. Симфоническая поэма в творчестве А.Н. Скрябина
  • Дуализм творческого мышления.
  • Философия Скрябина: идеи и творчество.
  • Эволюция симфонического творчества Скрябина.
  • "Поэма экстаза".
  • Глава IV. Симфоническая поэма в творчестве С.В. Рахманинова.
  • Эстетическое кредо Рахманинова.
  • Формирование симфонической поэмы в творчестве Рахманинова.
  • Симфоническая поэма "Князь Ростислав".
  • Симфоническая фантазия "Утес".
  • Симфоническая поэма “Остров мeртвых”.
  • Заключение.
  • Приложения. Таблица симфонических поэм.
  • Приложения. Композиторы, обращавшиеся к жанру симфонической поэмы.
  • Список литературы.
  •  Ваши комментарии
  •  
  •  Напишите автору
  •  Читать книгу "Искусство музыки"
  •  
  •  "Русская симфоническая поэма: к проблеме типологии жанра."
  • Аннотация
  • Введение
  • Глава I. Поэма и поэмность. О происхождении термина "поэма". Краткий экскурс в историю литературной симфонической поэмы.
  • Философские и эстетические основы поэм и поэмности.
  • Отличия симфонических поэм от других жанров программной симфонической музыки.
  • Симфонические поэмы и символ.
  • Глава II. Романтические и символистские тенденции в развитии русской художественной культуры рубежа ХIХ-ХХ веков.
  • Русские симфонические поэмы начала ХХ века.
  • Глава III. Симфоническая поэма в творчестве А.Н. Скрябина
  • Дуализм творческого мышления.
  • Философия Скрябина: идеи и творчество.
  • Эволюция симфонического творчества Скрябина.
  • "Поэма экстаза".
  • Глава IV. Симфоническая поэма в творчестве С.В. Рахманинова.
  • Эстетическое кредо Рахманинова.
  • Формирование симфонической поэмы в творчестве Рахманинова.
  • Симфоническая поэма "Князь Ростислав".
  • Симфоническая фантазия "Утес".
  • Симфоническая поэма “Остров мeртвых”.
  • Заключение.
  • Приложения. Таблица симфонических поэм.
  • Приложения. Композиторы, обращавшиеся к жанру симфонической поэмы.
  • Список литературы.
  •  Ваши комментарии
  •  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основании проведенного исследования сделаем следующие выводы: 

  1. Анализ русских симфонических поэм 1907-1917 годов доказывает их причастность к переходному периоду, когда отечественное и европейское искусство Х1Х столетия начинает испытывать все более влияние новых тенденций искусства ХХ века, в котором одно из главных направлений развития связано c интеллектуализацией и символизацией. 
  1. В поэмах начала ХХ века можно наблюдать, как значительные достижения русского и европейского музыкального искусства эпохи романтизма развиваются и обогащаются новыми идеями и образами, связанными с символизмом. 
  1. Не устояв перед эсхатологическими влияниями, русские композиторы, особенно С.В. Рахманинов и А.Н.Скрябин, тем не менее, создают выдающиеся произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. 
  1. Используя лирико-эпические черты поэм, как генетические, эти композиторы создали новый тип философско-интелkектуальной поэмы, в которой большую роль играет символ – особый метод отражения действительности. 
  1. Типология интонационной драматургии русских симфонических поэм этого периода определяется как показ борьбы антагонистических сил, восходящих к уровню философских обобщений: жизнь – смерть, вечность – мгновение, покой – порыв созерцание – действенность и т.д. 
  1. Особенностью драматургии русских симфонических поэм является стремление подчеркнуть внутреннее единство антагонистических образов при их постоянном развитии. Вот почему рождается новый тип музыкальной формы, условно названной спиралевидной. 
  1. Главное отличие русских симфонических поэм указанного периода от родственных им других программных жанров заключается в наличии развитых интонационных сфер, в которых происходит интенсивное развитие нескольких музыкальных тем, близких по выразительным средствам. 
  1. Главенство перцептуального аспекта при создании и восприятии симфонических поэм диктует появление качественно иных принципов формообразования, где сонатность присутствует как генетическая, отправная черта. Это приводит к переосмыслению функций разделов музыкальной формы, в которых разработочные разделы возникают в экспозиции основных тем, в динамических репризах и кодах. 
  1. В данных выводах, по мнению автора работы, содержатся некоторые, быть может, частные моменты, связанные с темой исследования. Более глубокие выводы могут быть сделаны лишь при накоплении исследовательских данных при анализе гораздо большего количества симфонических поэм разных периодов и национальных школ.
  • Назад
  • Вперед
© Искусство музыки 2025