ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основании проведенного исследования сделаем следующие выводы:
- Анализ русских симфонических поэм 1907-1917 годов доказывает их причастность к переходному периоду, когда отечественное и европейское искусство Х1Х столетия начинает испытывать все более влияние новых тенденций искусства ХХ века, в котором одно из главных направлений развития связано c интеллектуализацией и символизацией.
- В поэмах начала ХХ века можно наблюдать, как значительные достижения русского и европейского музыкального искусства эпохи романтизма развиваются и обогащаются новыми идеями и образами, связанными с символизмом.
- Не устояв перед эсхатологическими влияниями, русские композиторы, особенно С.В. Рахманинов и А.Н.Скрябин, тем не менее, создают выдающиеся произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
- Используя лирико-эпические черты поэм, как генетические, эти композиторы создали новый тип философско-интелkектуальной поэмы, в которой большую роль играет символ – особый метод отражения действительности.
- Типология интонационной драматургии русских симфонических поэм этого периода определяется как показ борьбы антагонистических сил, восходящих к уровню философских обобщений: жизнь – смерть, вечность – мгновение, покой – порыв созерцание – действенность и т.д.
- Особенностью драматургии русских симфонических поэм является стремление подчеркнуть внутреннее единство антагонистических образов при их постоянном развитии. Вот почему рождается новый тип музыкальной формы, условно названной спиралевидной.
- Главное отличие русских симфонических поэм указанного периода от родственных им других программных жанров заключается в наличии развитых интонационных сфер, в которых происходит интенсивное развитие нескольких музыкальных тем, близких по выразительным средствам.
- Главенство перцептуального аспекта при создании и восприятии симфонических поэм диктует появление качественно иных принципов формообразования, где сонатность присутствует как генетическая, отправная черта. Это приводит к переосмыслению функций разделов музыкальной формы, в которых разработочные разделы возникают в экспозиции основных тем, в динамических репризах и кодах.
- В данных выводах, по мнению автора работы, содержатся некоторые, быть может, частные моменты, связанные с темой исследования. Более глубокие выводы могут быть сделаны лишь при накоплении исследовательских данных при анализе гораздо большего количества симфонических поэм разных периодов и национальных школ.