Моим любимым: сыну Алексею
и дочери Марии посвящается...
ВВЕДЕНИЕ.
Жанр музыкальной поэмы – один из самых загадочных и парадоксальных в истории музыкального искусства в связи с «неуловимостью» формообразующих свойств поэмы. Эта «неуловимость» во многом обусловлена влиянием внемузыкального фактора, связанного с программностью. Программа в виде литературного сюжета, исторического события и т. д. каждый раз диктует как бы свои законы, что нередко приводит к отрицанию типологии драматургии и формообразования поэм.
Следовательно, само обращение к жанру поэмы, на наш взгляд, представляет большой интерес для музыковедения. Но раскрыть столь сложную тему весьма затруднительно, т. к. требуется изучение всей истории поэм, всех видов поэм (фортепианных, вокально-симфонических, симфонических и др.). Вот почему автор данной работы ставит перед собой локальную задачу – исследовать только русскую и только симфоническую поэму на кратком отрезке ее исторического пути – с 1907-1917 гг.
Выбор именно этого периода обусловлен тремя причинами:
– появлением именно в этом периоде шедевров мирового симфонизма – “Поэмы экстаза” А.Н. Скрябина и “Острова мёртвых” С. В. Рахманинова;
– недостаточно полным исследованием романтических и символистских тенденций в развитии русской симфонической поэмы;
– малой изученностью символа как творческого метода особенно в связи с аспектом “философия и музыка”.
Итак, цель данной работы – выявление типологии жанра поэмы в связи с определением особенностей драматургии и формообразования русских симфонических поэм 1907-1917 гг.
Основные задачи работы:
а) исследовать генезис термина “поэма”;
б) сделать краткий экскурс в историю литературной (как первоначально возникшей) и музыкальной поэмы;
в) определить философские и эстетические основы поэмы и поэмности;
г) рассмотреть некоторые философско-эстетические пара-метры романтического и символистского направлений в искусстве и их связь с русской художественной культурой рубежа ХIХ-ХХ веков;
д) исследовать неизвестные и малоизвестные страницы истории русской симфонической поэмы в творчестве Н. Я. Мясковского, С. Н. Василенко, С. М. Ляпунова, В. А. Сенилова и др.;
е) раскрыть эстетические закономерности и особенности интонационной драматургии симфонических поэм А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова с выявлением формирования и эволюции симфонической поэмы в их творчестве.
Научная новизна работы:
– в обращении к неизвестным и малоизвестным русским симфоническим поэмам;
– в определении отличий формообразования симфонической поэмы от других жанров программной симфонической музыки – увертюры, фантазии, картины;
– в выявлении специфики драматургии и формообразования симфонических поэм исследуемого периода;
– в изучении влияния на симфоническую поэму философского направления (проблема символа, специфика драматургии и формообразования).
Практическая ценность исследования – в его использовании в качестве дополнительного материала по истории музыки и культурологии в высших учебных заведениях, для преподавателей курса «музыкальная литература» в музыкальных и педагогических училищах, для специалистов по мировой художественной культуре, для широкого круга интересующихся русской музыкальной культурой и жанром симфонической поэмы.
Структура исследования:
Введение, где освещены актуальность научной проблемы, цель и основные задачи работы, ее научная новизна, практическая ценность, а также структура работы.
I-я глава, где рассматривается вопрос о происхождении термина “поэма”; делается краткий экскурс в историю литературной и музыкальной поэмы; исследуются философские и эстетические основы поэмы и поэмности, осуществляется попытка определения отличий симфонических поэм от увертюр, симфонических картин и фантазий на уровне их драматургии и формообразования, а также высказываются некоторые пред-положения о роли симфонических поэм в становлении музыкального символа как метода художественного отражения действительности.
II-я глава посвящена анализу романтических и символистских тенденций в русской художественной культуре рубежа ХIХ-ХХ веков, исследованию неизвестных и малоизвестных симфонических поэм русских композиторов начала ХХ века: Н. Я. Мясковского, С. М. Ляпунова, С. Н. Василенко, В. А. Сенилова.
III-я глава посвящена творчеству А.Н. Скрябина: рассматриваются дуализм его творческого мышления, философские взгляды композитора и их влияние на его творчество, эволюция симфонического творчества Скрябина и формирование жанра симфонической поэмы, исследуются философско-эстетическая основа и особенности интонационной драматургии “Поэмы экстаза”.
В IV-й главе рассматриваются эстетическое кредо Рахманинова, формирование и эволюция жанра симфонической поэмы в творчестве композитора, анализируются симфоническая поэма “Князь Ростислав”, симфоническая фантазия “Утес”, симфоническая поэма “Остров мёртвых”.
В Заключении делаются выводы о типологии содержания и формы, эстетической основы и интонационной драматургии русских симфонических поэм начала ХХ века. В конце работы даны “Приложения” – Таблица симфонических поэм, Список литературы.