ГЛАВА IV. СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА В ТВОРЧЕСТВЕ С.В.РАХМАНИНОВА.
Симфоническая фантазия "Утес".
В симфонической фантазии “Утес” также ощущается связь с романтическими традициями, прежде всего, русскими. Здесь и лирически окрашенная пейзажность лермонтовского стихотворения, и образы прекрасного гордого Кавказа, воспетого в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Бестужева-Марлинского, в музыке М.И. Глинки, А.Г. Рубинштейна, М.А. Балакирева и др.
Показывая двуединый образ Востока, мужественно-героического и женственного, композитор менее всего стремится к ориентализму. По сравнению с Лермонтовым Рахманинов значительно расширяет лирическую сферу произведения. (Имеется в виду стихотворение “Утес“). У поэта была намечена лишь пунктиром аналогия судьбы утеса и тучки – человеческим судьбам. У Рахманинова же картина кавказской природы – повод для раскрытия самостоятельного образа надежды на счастье, стремления к нему. Поэтому не случайно Рахманинову потребовались и другие ассоциации, современные его эпохе. Известно, что эта фантазия написана Рахманиновым также и под влиянием рассказа А.П. Чехова “В пути” о краткой встрече на постоялом дворе незнакомых людей, между которыми вспыхивает мгновенное чувство, но вскоре их пути расходятся навсегда…
А.П. Чехов. 1888 г. Фотография Хр. Бабаева
М.Ю. Лермонтов
Сравнивая “Утес” Рахманинова и рассказ “В пути” Чехова, исследователь творчества писателя Н.М. Фортунатов пришел к справедливому выводу о “соприкосновении двух различных сфер творчества на основе общности… идейных замыслов произведений” [179. С. 215].
Акцент на лирическом начале и сама его сущность явно сближает Рахманинова со старшим современником – Чайковским. Для последнего также типична нерасторжимая связь лирики с пейзажностью (как общегенетическая черта романтизма). При-чем пейзажность дана всегда не в при-родно-физической своей сути, а как бы в отраженном виде, как результат художественного переживания богато одаренной личности. Близость к Чайковскому ощущается и в художествен-ной идее произведения: стремление к счастью и невозможность его достижения, в чем также нельзя не видеть влияния романтической эстетики.
Фантазия “Утес”, соч. 7, имеет эпиграф – первоначальные строчки стихотворения М.Ю. Лермонтова:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана.
И, как музыкальные ассоциации этого эпиграфа, во вступлении звучат темы утеса и тучки. Они резко контрастны друг другу. Тема утеса (Adagio sostenuto) у Celli и Bassi в низком регистре, мрачная, напряженная. В ней противоборствуют два начала: стремление вверх (скачок на м6), как бы необходимость утвердить какое-то состояние (дважды повторяется верхний звук мелодии – до), и бессилие изменить что-либо, покорное примирение с неизбежным (движение по полутонам вниз) (см. Пример №28).
Пример №28
Особую роль в этой мелодии играют тритоны в окружении полутонов, что и создает ощущение трагического настроя (мы отмечаем близость теме Алеко, а Ю. Келдыш считает тему утеса близкой теме Мизгиря из «Снегурочки», а тему тучки – Снегурочке) [67. С. 153].
Тема тучки (у Fl.) большого диапазона с форшлагами, триолями, с использованием стаккато на фоне tremolo у струнных, с частой сменой красочных гармоний, создающих эффект красочных бликов (см. Пример №29).
Пример №29
В то же время, у струнных и валторн возникают полутоновые интонации из темы утеса. Тем самым исподволь, слабым пока намеком определяется какая-то глубинная, внутренняя связь между этими контрастными темами, раскрывается как бы ещe один образный пласт, лежащий за пределами материальной, видимой стороны образов.
В развитии темы тучки отметим удивительное мастерство оркестрового колорита, тонкое представление композитора о художественном пространстве. Возникает почти зримая картина движения в пространстве, когда учащается ритмическая пульсация, возникает crescendo, плотность фактуры стремительно нарастает. Краткие мотивы stakkato у Fl. picc. и Fl.1 подобны сверкающим каплям на фоне легких, переливающихся пассажей у струнных.
В гармонии отметим секундовые сдвиги, терцовые цепочки, что говорит о стремлении композитора к яркой красочности.
Средний раздел фантазии – Listesso tempo – построен на кратком мотиве-тезисе в объеме ум.4, заполняемой плавным, поступенным движением мелодии (см. Пример №30). Изысканный лиризм сочетается здесь с затаенной страстностью. Представляется неслучайным, что на основе краткого мотива-тезиса строится достаточно масштабный раздел формы. В этом мотиве, напоминающем символ, сосредоточена огромная концентрация эмоционально-смыслового начала, которая как бы диктует большое развитие этого мотива.
Пример №30
Возникает несколько его этапов, что уже предваряет знаменитый рахманиновский метод «волнового» развития, где главным, доминирующим началом является динамика.
В репризном разделе формы звучат темы тучки, утeса, используется тематизм среднего раздела. Композитор мастерски здесь применяет образное переосмысление: в лирическом мотиве-тезисе резко изменяется ритм – он становится всe более настойчивым, «стучащим», лирическое начало постепенно уступает место драматизму. Устремление всего движения вверх внезапно встречает яростное сопротивление, напряжение возрастает. Но постепенно все успокаивается, снова звучит тема тучки у Fl., и после паузы у всего оркестра на фоне педали у Corni появляется мотив-тезис из среднего раздела, как прощание с мечтой о счастье. Краткие интонации из темы тучки постепенно затихают, становятся подобны шелесту. Из долго длящегося звука последний раз возникает мрачная, напряженная тема утeса.
Таким образом, фантазия “Утeс” явилась важнейшим этапом эволюции симфонической поэмы в творчестве Рахманинова. Композитор всe далее уходит от иллюстрации литературной программы в музыкальном произведении. Воплощение художественных образов фантазии обретает свои, специфически музыкальные закономерности. В то же время, яркая характерность, даже “живописность“ тематизма явно восходит к синестезии, что характерно для развития символистского искусства рубежа Х1Х-ХХ веков, о чем говорилось ранее. С другой стороны, в этом произведении намечается переход к новому типу тематизма, связанному с символом, но пока ещe в виде мотива-тезиса (в среднем разделе фантазии).
В интонационной драматургии фантазии “Утeс” есть известное приближение к поэмной драматургии, что проявляется в более тесном взаимодействии контрастного тематизма во всех разделах формы. Это относится не только к динамической репризе, но и к экспозиции в виде тонких, едва уловимых интонационных связей между темами утeса и тучки.
В целом, в “Утeсе” Рахманинов ещe не создал гармонично построенной поэмной драматургии. И, наверное, не случайно, он назвал свое произведение не поэмой, а фантазией. И все же она явилась необходимым связующим звеном между традиционной романтической программностью и новой трактовкой художественного образа в искусстве начала ХХ века, где всe большее значение приобретал символ.