IV ЧАСТЬ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ.
Мы с вами уже научились определять характер тех или иных образов и средства выразительности, с помощью которых происходит создание этих образов в процессе звучания музыки путём воздействия на наше восприятие и воображение. А теперь задумаемся над тем, как происходит взаимодействие образов. Приведём аналогию с человеческим обществом. Человек, если он живёт среди других людей, всегда в той или иной степени взаимодействует с ними. И когда мы смотрим драматические произведения на сцене или кинофильмы, нас интересуют не только характеры людей, но и то, как строится их взаимодействие. В этом суть драматургии. В ней всегда присутствует противоречие, противоборство различных сил. Вначале даётся первое представление тех или иных образов. Этот раздел произведения носит название экспозиции. Затем происходит завязка конфликта, его развитие, кульминация и завершение произведения, его финал, когда побеждают те или иные силы.
А как происходит взаимодействие образов в музыке? Здесь тоже можно говорить о драматургии, точнее об интонационной драматургии, которая наблюдается в так называемых крупных формах – в операх, симфониях, концертах, сонатах и др., хотя об интонационной драматургии можно говорить и в менее крупных формах. В каждом из этих жанров своя специфика драматургии, и вопрос этот очень большой и сложный. Поэтому будем исходить из конкретных примеров, и в первую очередь, обратимся к интонационной драматургии такого жанра, как симфония.