IV ЧАСТЬ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ.
III Глава. Концерт.
КОНЦЕРТ (от лат. concerto – состязаюсь), один из замечательных музыкальных жанров для солирующего инструмента (или группы инструментов) и оркестра. Это действительно состязание, соревнование между солистом и оркестром, выявляющее, прежде всего, виртуозные возможности солиста. Концерт стал тем жанром, который с наибольшей силой утверждал господство личности артиста, раскрывал ещё одну из новых граней богатства человека-творца, создателя высших эстетических и духовных ценностей. Первые концерты были известны ещё в эпоху барокко, во времена И.С. Баха, Г.Ф. Генделя и А. Вивальди. Но классические черты концерт приобретает в творчестве венских классиков – Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена во второй половине XVIII, начале XIX века. Отметим такую интересную особенность: многие композиторы, авторы концертов, сами были первоклассными исполнителями. Достаточно назвать И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Листа, Н. Паганини, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева и мн. др.
Послушаем фрагменты из разных концертов, для того, чтобы понять специфику концерта и определить отличие концерта от симфонии.
Феликс Мендельссон-Бартольди, концерт для скрипки с оркестром:
(Звучит фрагмент из I-й части)
(Звучит фрагмент из II-й части)
(Звучит фрагмент из III-й части)
Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского:
(Звучит фрагмент из I-й части)
(Звучит фрагмент из II-й части)
(Звучит фрагмент из III-й части)
Концерт №1 для фортепиано с оркестром Ференца Листа:
(Звучит фрагмент из I-й части)
(Звучит фрагмент из II-й части)
(Звучит фрагмент из III-й части)
(Звучит фрагмент из IV-й части)
Вы, наверное, уже поняли, что для концертов характерны особая праздничность, патетика, иногда окрашенная драматизмом, тончайший лиризм, народная танцевальность, данные через призму яркого, виртуозного начала.
В концерте так же, как и в симфонии используется сонатно-симфонический цикл, но в отличие от симфонии в концерте обычно три части. В I-й части чаще всего быстрый темп, сонатная форма, в основе которой контрастные друг другу образы. Но по сравнению с симфонией в этих образах нет тенденции к философским обобщениям. Они чаще всего служат главной цели – показать красоту музыки, виртуозный блеск сольной партии того или иного инструмента.
Сонатная форма в I-й части концерта отличается от соответствующего раздела симфонии. В классическом концерте экспозиция основных тем проводится вначале у оркестра, а потом повторяется у солиста в сопровождении оркестра. Но в XIX веке эта традиция нарушается, и солист нередко начинает играть уже в начале концерта вместе с оркестром.
А теперь проанализируем более подробно какой-либо концерт.
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор классик норвежской музыки Эдвард Григ создал в 1868 году. Это самая настоящая жемчужина среди концертов, одно из самых любимых и часто исполняемых произведений.
I-я часть Allegro, molto moderato (быстро, очень умеренно) начинается со вступления. Оно звучит весьма театрально: на фоне тремоло литавр вступает солист с низвергающимися патетическими аккордами.
И уже здесь можно услышать характерный для норвежской народной музыки мелодический ход: I-VII-Vступени. Вообще, в этой музыке часто слышны отзвуки народной музыки Норвегии.
Главная партия сонатной формы начинается у оркестра. В главной партии два элемента. Первый после громогласных аккордов вступления звучит тихо, таинственно, словно баллада о давно прошедших славных временах. Второй элемент главной партии представлен напевной, возвышенной темой, которая неуклонно поднимается от мотива к мотиву. Такое строение лирических тем у Грига встречается часто. Развиваясь, они наполняются волнением, завершаясь экстатической вершиной.
Совершенно необычна связующая партия. Так назвать её можно лишь условно. Это абсолютно самостоятельный образ, наподобие скерцо, полный блеска и изящества – двойные ноты стаккато подобны порхающим пассажам. Некоторые исследователи слышат в этой теме упругие, чеканные ритмы норвежского народного танца халлинга.
В побочной партии можно различить две лирические темы напевного, спокойного характера, близкие второй теме главной партии. Здесь мы тоже слышим интенсивное развитие уже в начале изложения тем и подъём к кульминации. Удивительно разнообразны гармонии, окрашивающие лирические темы. Они предстают перед нами во всё более роскошных «нарядах».
После каскада октавами (ОКТАВА – интервал между 1-й и 8-й ступенями звукоряда) у солиста звучит энергичная, даже можно сказать, героическая заключительная партия. Она построена на интонациях главной партии, где используется мелодический ход I-VII-V ступени. Тот скрытый балладный подтекст, который присутствовал в главной партии, прорывается здесь духом бунтарства и героики.
Разработка начинается с проведения интонаций главной партии, но здесь они звучат вначале спокойно, напевно у оркестра на фоне журчащих, переливающихся пассажей у солирующего фортепиано. Динамизация в развитии этих интонаций вновь приводит к эмоциональному взрыву.
Реприза не вносит существенных изменений в изложение контрастных тем. Внезапно, после паузы (ПАУЗА – перерыв в звучании) у солиста в медленном темпе звучит выразительный речитатив. Начинается раздел, который обязателен для завершения I-й части любого концерта – КОДА (что в переводе с итальянского означает хвост, это заключительное построение произведения). Коду солист исполняет один, без оркестра. В ней часто используется виртуозное начало. Так, в коде концерта Э. Грига мы слышим и рокочущие гаммообразные пассажи в басовом регистре fff (форте-фортиссимо), и арпеджированные пассажи, подобные разбушевавшемуся океану. Мотивы из главной партии всё более драматизируются. Завершается кода проведением материала вступления, благодаря чему образуется своеобразная интонационная арка, придающая равновесие и законченность музыкальной форме I-й части.
II-я часть Adagio (медленно) написана в трёхчастной форме, все части которой основаны на лирических темах напевного характера. Они лишь в небольшой мере контрастируют друг другу, это как бы разные аспекты свободного лирического высказывания, хотя в средней части царит иное настроение – торжественное утверждение светлого начала. В целом во II-й части партия солиста тоже отличается виртуозным характером, который иногда граничит со стилем импровизации.
III-я часть, финал Allegro moderato molto e markato (умеренно быстро, отчётливо) написан в форме рондо-сонаты. Это своеобразное соединение двух форм – рондо и сонаты. Её формулу можно представить как ABACABA, где А – главная партия, В – побочная партия, А – снова главная партия, С – эпизод, А – главная партия, В – побочная партия, А – главная партия.
В основе главной партии танцевальная тема. Чёткий, упругий ритм, трижды повторенные аккорды с акцентами, терпкие созвучия с использованием интервала секунды напоминают халлинг.
Побочная партия основана на нисходящих хроматических интонациях, отличается изяществом и искромётностью. Затем по логике формы рондо-сонаты вновь звучит главная партия
Эпизод в разработке – одна из самых замечательных находок не только Э. Грига, но и других композиторов в жанре концерта, так как здесь можно говорить о так называемой «пейзажной лирике», когда музыка рисует образы природы в слиянии с эмоциональным миром лирического героя. На трепетном фоне струнных у флейты в высоком регистре звучит редкой красоты мелодия, рождающая ассоциации с пастушьей свирелью, звуки которой разносятся среди бескрайних просторов.
Эта мелодия появляется затем у солирующего фортепиано на фоне «журчащих» арпеджированных пассажей.
В репризе с небольшими изменениями проводятся главная партия, побочная партия, снова главная партия (в одноименном мажоре). В коде звучит тема из II-й части концерта. Здесь она превращается в светлый торжественный гимн.
А теперь представьте, что вы находитесь в концертном зале и слушаете все три части концерта Э. Грига для фортепиано с оркестром.
Итак, чем же концерт отличается от симфонии?
- пафосность, праздничность, лиризм, народно-жанровая танцевальность являются основными отличиями концертных образов;
- философское начало и социальная тематика, встречающаяся в симфониях, в концертах чаще всего отсутствуют:
- для концертов не характерна трагедийность (хотя можно отметить некоторые примеры);
- виртуозность – определяющая черта стиля концертов;
- в концертах чаще всего три части, хотя встречаются четырёхчастные и одночастные концерты.
Желаю вам послушать много, много различных концертов и получить истинное наслаждение от восприятия замечательных произведений, принадлежащих этому жанру.
Следующий жанр, драматургия которого будет нами рассмотрена – симфоническая поэма.