III ЧАСТЬ. МУЗЫКА БЕЗ ГРАНИЦ.
I Глава. Образы природы в музыке.
Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты…
Я. Полонский.1864 год
Представим морозные узоры на окнах. Как писал русский поэт XIX века Я. Полонский:
Вот, на каретных стеклах, в блеске
Огней и в зареве костров,
Из бледных линий и цветов
Мороз рисует арабески…
Эти морозные рисунки, арабески вызывают у нас невольное восхищение своей красотой и неповторимостью! Но кто создал их? Можно ли говорить, что эти узоры создала фантазия природы? Нет. Сама природа не может творить, а фантазия – это «продукт» только человеческого сознания.
Послушаем «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Здесь, как и у Я. Полонского, тоже обращение к образам зимней природы, в данном случае – образу причудливого кружения снежных хлопьев. Мы услышим с вами лёгкие, порхающие созвучия у флейт и скрипок, ажурные пассажи у арфы, будто передающие блеск снежинок. Мы услышим прекрасное пение хора без слов (это называется вокализом), которое тоже рисует это кружение.
(Звучит фрагмент из «Вальса снежных хлопьев», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»).
Красоты природы вдохновляли многих художников, поэтов, композиторов на создание художественных образов. Постулат о природе, как источнике вдохновения, пронизывает красной нитью творчество художников-романтиков. У многих из них можно встретить мысль о полном слиянии творца и природы, растворении в ней:
Моё сердце – родник. Моя песня – волна,
Пропадая вдали, – разливается…
Под грозой – моя песня, как туча, темна,
На заре – в ней заря отражается.
Я. Полонский. 1856 год
Но нужно ли точно копировать природу? Во-первых, вряд ли это возможно. Во-вторых, это приведёт к так называемому натурализму. Фантазия тем и сильна, что в ней всегда можно обнаружить «присутствие творца», силою своего воображения создающего художественные образы, навеянные природой.
КАРТИНЫ НОЧНОЙ ПРИРОДЫ И ВОСХОДА СОЛНЦА
В этой связи невозможно не сказать о Легендарной сонате. Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдёт о «Лунной сонате» Людвига ван Бетховена. (Позже мы подробно остановимся на особенностях жанра сонаты и специфике первой части бетховенской сонаты). Но парадокс заключается в том, что у самого композитора такое название сонаты отсутствует, у него она - «соната наподобие фантазии» (соната №14). Название «Лунная» сонате дал современник Бетховена – поэт Генрих Фридрих Людвиг Рельштаб уже после смерти композитора. Какие же основания имел для этого поэт? Он имел в виду, прежде всего, I-ю часть сонаты. В аккомпанементе звучат плавные фигурации, рисующие таинственную атмосферу лунной ночи (быть может, колыхание водной поверхности или трав и кустов при дуновении ветерка). И вот на этом колышущемся фоне звучит скорбная мелодия, напоминающая похоронное песнопение. Позже, когда у нас пойдёт речь непосредственно о творчестве Бетховена, мы подробнее рассмотрим историю создания этого произведения. Но пока заметим, что не лунный пейзаж хотел, по-видимому, изобразить здесь композитор, а свою скорбь по поводу потерянной мечты о счастье. Здесь, прежде всего, выражается душевное переживание, чувство человека, а не пейзажность. Название «Лунная» соответствовало романтическим представлениям многих людей той эпохи о том, что именно ночью человек испытывает потребность в лирической исповеди наедине с природой. Так природа служит мощным источником вдохновения композиторов и всех творцов.
(Звучит Соната №14, часть I Людвига Ван Бетховена)
Поэзию ночи и раннего утра отразили многие поэты и композиторы. Это А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, А.А. Алябьев и С.В. Рахманинов и мн. др.
Настала ночь; покрылись тенью
Тавриды сладостной поля:
Вдали, под тихой лавров сенью
Я слышу пенье соловья.
За хором звезд луна восходит:
Она с безоблачных небес
На долы, на холмы, на лес
Сиянье темное наводит.
(А. Пушкин. Поэма «Бахчисарайский фонтан»)
А вот знаменитый романс Александра Александровича Алябьева «Соловей». В нём столько красоты и поэзии! Здесь можно услышать подражание пению настоящего соловья – трели, пассажи и т.д. Но в то же время в романсе легко определяется куплетная форма, каждый из куплетов состоит из запева и припева, мелодия напевная, типичная для русского романса первой половины XIX века.
(Звучит романс «Соловей» А. Алябьева).
Как часто в искусстве можно встретить образ утренней природы, когда встаёт солнце и расцвечивает своими дивными красками всё вокруг!
Взошла заря. Из-за туманов
На небосклоне голубом
Главы гранитных великанов
Встают, увенчанные льдом.
В ущелье облако проснулось,
Как парус розовый, надулось
И понеслось по вышине.
( М. Лермонтов. Поэма «Хаджи-Абрек»)
Удивительное созвучие этой лермонтовской картине утра мы находим в симфонической фантазии «Утёс» Сергея Васильевича Рахманинова (хотя отправной точкой для её создания послужило, по признанию автора, прежде всего, стихотворение Лермонтова «Утёс»).
Мы услышим вначале грозные, могучие интонации у виолончелей и контрабасов, рисующие образ утёса, образ величественных горных вершин. А потом прозвучат у флейт лёгкие, порхающие интонации, как бы рассыпающиеся каскадом брызг – изображение облака, тучки, привольно кочующей среди горного пространства.
(Звучит фантазия «Утёс» С.В. Рахманинова, фрагмент).
Совершенно иную картину рассвета и восхода солнца в горах среди девственной природы его любимой Норвегии создаёт Эдвард Григ. У флейт и других деревянных духовых инструментов тихо звучат мелодии, напоминающие наигрыши пастухов. В этих наигрышах композитор использует древний лад, который называется пентатоника (от слова «пента», что значит «пять»). В этом ладу действительно только пять ступеней (в отличие от мажора, минора и других ладов, в которых семь ступеней). В пентатонике отсутствуют интервалы, равные малой секунде (секунда – наименьшее расстояние между звуками). Из-за такого строения лада возникает звучание, напоминающее древние народные наигрыши, что приводит к особо нежным, прозрачным оттенкам. А затем музыка постепенно наполняется теплом, светом, возникает почти зримое впечатление от разгорающегося утра и восхода солнца.
(Звучит «Утро» Э. Грига)
Другая картина утра возникает у Модеста Петровича Мусоргского во вступлении к опере «Хованщина», которое он назвал «Рассвет на Москва-реке». Звучит тихая, напевная, в стиле русских народных песен мелодия у деревянных духовых инструментов, поддержанных струнными. Мы слышим имитацию криков петухов, отзвуки военных труб. Постепенно звучность усиливается, и раздаются удары колокола. Играет не сам колокол, хотя он в других случаях может присутствовать в оркестре как музыкальный инструмент, и мы об этом ещё поговорим. Здесь эффект колокольного звона создают различные группы инструментов. У них звучат аккорды, которые и напоминают удары колокола.
(Звучит «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского).
Мы привели лишь несколько примеров замечательного отражения в поэзии и музыке образов, навеянных картиной утра и восхода солнца, романтикой ночи с лунными пейзажами и пением соловья. Но везде мы отмечаем, что природа является лишь стимулом, толчком для появления совершенно самостоятельных музыкальных образов, созданных композиторами.
ОБРАЗЫ ПТИЦ В МУЗЫКЕ
В пьесе французского композитора Камилла Сен-Санса «Курицы и петух» из сюиты «Карнавал животных» много звукоизобразительных моментов. Деревянные духовые и струнные инструменты изображают повадки птиц – поклёвывание, трепет крыльями, подчёркивается даже характер птиц: суетливость (у Куриц) или, наоборот, важность (у Петуха). Но, тем не менее, мы легко определяем здесь трёхчастную музыкальную форму. То есть и здесь прослеживаются типично музыкальные закономерности.
(Звучит пьеса «Курицы и Петух» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных»)
Ещё один пример изображения птиц у Сен-Санса – это его знаменитый «Лебедь» (тоже из «Карнавала животных»). Этот образ Лебедя, как вы помните, увековечили многие выдающиеся балерины. Тема Лебедя у Сен-Санса поручена мягкому тембру виолончелей (или виолончели соло, есть и такой вариант исполнения). В аккомпанементе у струнных мы слышим спокойные покачивающиеся фигурации, напоминающие колыхание водной поверхности. Но это только чуть слышный, тонкий намёк на образы природы. Наверное, главное здесь не это, а чувство восторга, преклонения человека перед красотой природы. Недаром при исполнении этого номера в балетном искусстве человеческая пластика предстаёт в полном слиянии с пластикой, развитием, «дыханием» самой мелодии.
(Звучит пьеса «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса).
Когда композиторы обратились к образам птиц? Довольно давно. И сейчас мы приведём пример раннего обращения к образу птиц, в данном случае в пьесе «Кукушка» французского композитора Луи Клода Дакена, жившего в ХVIII веке. Он написал эту пьесу для клавесина – струнного щипкового клавишного инструмента. Звук на нём возникает после нажатия на клавишу и защипа струны. Поэтому тембр клавесина тихий, суховатый, немного напоминающий тембр гитары. (Это тоже, как известно, струнный щипковый инструмент, только он без клавиш).
(Звучит пьеса Л.К. Дакэна «Кукушка»).
Вы слышали, что в этой пьесе часто звучала интонация, напоминающая зов кукушки. Эта интонация строится на основе интервала терции (она изображается как м3 -малая терция и б3-большая терция). (Показ терций за инструментом). Вы, конечно, обратили внимание на особое изящество этой пьесы. Она написана в стиле рококо, который был известен в европейском искусстве ХVIII века.
А теперь давайте подумаем – можно ли изобразить птиц и их пение на фортепиано? Если это маленькая птичка, какой регистр на фортепиано вы бы использовали? Высокий, правильно. Какой темп? Быстрый или средний (а может быть и медленный – для важного страуса, например). Какой ритм, какие длительности – длинные или короткие? Это зависит от образа птицы, который вы имеете в виду. Видите, вы уже почти приблизились к решению этого вопроса – выбору средств выразительности композитором для создания образа птички.
Вот как решил эту проблему Эдвард Григ в пьесе «Птичка».
(Звучит пьеса «Птичка» Эдварда Грига в исполнении педагога на фортепиано).
П.И. Чайковский в мелодию пьесы «Песнь жаворонка» вводит украшения, так называемые ФОРШЛАГИ. Это лёгкие, быстрые созвучия из одного или двух-трёх звуков, они называются в музыке МЕЛИЗМАМИ (украшениями). В данном случае композитор использует форшлаги для подражания нежному щебету жаворонка. Вы, наверное, в этом произведении легко определите трёхчастную форму. Первая и третья части основаны на одних и тех же интонациях, напоминающих грустную песню. Во второй части более оживлённый темп, появляется гораздо больше, чем в первой части форшлагов, используется СТАККАТО (в переводе с итальянского отрывисто – это такой способ игры , когда играют отрывисто, не соединяя звуки между собой).
(Звучит «Песнь жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского).
Итак, мы с вами познакомились с образами птиц в музыке различных композиторов. Творчество каждого из них по-своему неповторимо, и мы, наверное, всегда отличим музыку Чайковского от музыки Грига, Дакена или Сен-Санса. Мы думаем, что при сравнении произведений разных композиторов, отражающих близкие по смыслу образы, возникает более отчётливое представление об индивидуальных особенностях стиля того или иного автора.
ОБРАЗЫ ВОДНОГО МИРА
Водная стихия издавна влекла к себе людей. Море, фонтаны, ручейки, водопады – всё это пробуждало фантазию людей, увлекало неразгаданностью своей тайны. Вода даже использовалась в музыкальных инструментах – две тысячи лет назад в Древнем Риме, а затем в Византии были известны водяные органы. Но затем люди отказались от прямого использования воды при игре на музыкальных инструментах, а стали искать возможности создания художественных образов, навеянных миром воды.
Сейчас мы послушаем пьесу Камилла Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных». Какие средства выразительности использует здесь композитор, какие особенности мелодии, ритма, гармонии вы определите, какие тембры привлекут ваше внимание?
(Звучит пьеса Камилла Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»).
У скрипок часто повторялись одни и те же интонации, они были спокойные и нежные. У фортепиано мы слышали пассажи, которые напоминали переливы струй. Вам, наверное, особенно понравились «хрустальные» созвучия у фортепиано в высоком регистре, они были, наверное, похожи на блестящие брызги или капельки.
Вы, конечно же, поняли, что в образе этой пьесы нет ощущения огромного простора, нет представления, что это настоящая стихия. Скорее, возникло что-то небольшое, замкнутое, действительно аквариум, а не море. И тем не менее в этой музыке столько красоты и изящества!
Сейчас прозвучит произведение, с которым мы уже с вами начинали знакомиться – «Шехеразада» Николая Андреевича Римского-Корсакова. (Не удивляйтесь тому, что имя литературной героини Шехерезады из «Тысячи и одной ночи» пишется через «е», а у Римского-Корсакова музыкальное произведение называется «Шехеразада»). Но ранее мы услышали с вами фрагмент из начала произведения, звучала тема нежной красавицы Шехерезады. Как вы помните, она рассказывала сказки так интересно, что её властелину султану Шахриару не захотелось убивать её, хотя всех своих жён, не доверяя им, он после первой же ночи велел лишать жизни. Римский-Корсаков назвал своё произведение СЮИТА (в переводе с французского сюита – ряд, последовательность). В ней четыре части, и каждая часть посвящена той или иной сказке Шехерезады. В первой части сюиты композитор рисует образ моря, то спокойного, то бурного, и плывущего по нему корабля Синдбада-морехода.
Послушаем первую часть этой сюиты. Во время прослушивания подумайте – какой эпизод из этой музыки вам понравится больше всего. А потом мы поговорим о средствах выразительности, с помощью которых композитор создаёт музыкальные образы.
(Звучит симфоническая сюита «Шехеразада», часть I, фрагмент Н.А. Римского-Корсакова)
Вопросы: Чем отличался образ мира воды у Сен-Санса в «Аквариуме» и у Римского-Корсакова в первой части «Шехеразады»? У Сен-Санса образ мира воды был ограничен небольшим объёмом – аквариумом. И сам образ получился небольшим, скромным. Пьесу Сен-Санса исполнял небольшой состав музыкантов – КАМЕРНЫЙ оркестр (от латинского слова «камера», что означает комната). Звучность была негромкая (в основном mf). У Римского-Корсакова играет симфонический оркестр, с его помощью создаётся образ могучего, величественного моря. Тема моря звучит вначале у виолончелей на фоне часто повторяющихся фигураций у скрипок и альтов, которые имитируют колыхание морской воды. У скрипок и деревянных духовых инструментов нередко звучат короткие, блестящие аккорды, которые напоминают всплеск волн. Вы, конечно же, заметили, что все эти интонации многократно не только повторяются, но и происходит их развитие. Они звучат от разных звуков, их поручают разным инструментам. Звучность усиливается, вступают медные духовые инструменты. Вы, наверное, обратили внимание и на то, что иногда звучность ослабевает, у валторн звучит спокойная, плавная мелодия – это тема корабля Синдбада-Морехода. Иногда возникает лёгкая танцевальная мелодия у скрипок – напоминание о Шехерезаде, это ведь от её имени ведётся рассказ. Но вот напряжение достигает своего предела, наступает момент, который называется КУЛЬМИНАЦИЕЙ. Это высшая точка развития тематизма произведения.
Приведем ещё один пример обращения к миру воды. Это произведение необычное, оно связано с легендой о затонувшем соборе или городе. Такие легенды есть у разных народов – английского, русского, армянского и т.д. Достаточно вспомнить и об Атлантиде, якобы погибшей после всемирной катастрофы, её затонувшие города до сих пор ищут исследователи.
Французский композитор ХХ века Клод Ашель Дебюсси создал произведение для фортепиано, которое назвал «Затонувший собор». Согласно французской легенде лунными ночами доносятся звуки колокола. Они словно поднимаются из глубины озера и звучат всё более явственно, растворяясь в воде.
(Звучит прелюдия К.А. Дебюсси «Затонувший собор»).
Вы, наверное, обратили внимание на гармонии в этом произведении? Они сложные по своему строению, но звучат очень мягко, лаская слух. В этих аккордах можно уловить отзвуки колокольного звона, но он значительно смягчён, словно размыт. Используется в основном приглушённая звучность (pp, p, mp), которая создаёт впечатление таинственности, недосказанности, и только в кульминационный момент звучность усиливается.
Итак, вы познакомились лишь с некоторыми музыкальными образами, в которых отражается мир воды. Таких образов на самом деле очень много, и каждый из них по-своему прекрасен, так как эти образы связаны с гениальными находками композиторов.
В целом, если охватить единым взором обращения композиторов к образам природы, то можно сказать, что главное в них не подражание звукам природы, а отражение духовного мира человека, его чувств под влиянием природы. Это ещё раз доказывает, что музыка является самым эмоциональным видом искусства, то есть таким искусством, которое с помощью звуков может отразить мир души человека, его самые разнообразные эмоции, вызванные, в том числе, его впечатлениями от природы.