IV ЧАСТЬ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ.
II Глава. Соната.
СОНАТА (от итальянского sonare – сонаре – звучать) – инструментальное произведение. Различают сольную сонату – для солирующего инструмента, например, фортепиано или скрипки (известны, например, сольные скрипичные сонаты И.С. Баха, Г. Телемана, замечательного русского композитора И. Е. Хандошкина, писали их и в ХХ веке – П. Хиндемит, С.С. Прокофьев и мн. др.), и ансамблевую сонату для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано (сонаты для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано и т. д.). Классический тип клавирной сонаты (в современном понимании – для фортепиано) сформировался ранее симфонии в XVIII веке. В сонате три части, условно она тоже строится по принципу сонатно-симфонического цикла. I-я часть в быстром темпе, чаще всего в сонатной форме, в основе которой два образа, контрастных или конфликтных друг другу. II-я часть в медленном темпе, обычно лирического характера. III-я часть, финал, в быстром темпе, напоминает народный танец, картину народного веселья. Пройдя длительную эволюцию, соната сохранила какие-то типологические черты, но её образность, а значит, и средства выразительности, претерпели значительные изменения. Количество частей в сонатах может быть разное, в основном от одной до четырёх.
В чём же коренное отличие сонаты от симфонии? Мы пока не будем отвечать на этот вопрос, предоставив слушателю-читателю самому подумать об этом.
Доклассические сонаты ещё сильно отличаются от классических сонат. Например, в сонате Франца Йозефа Гайдна №5 Соль мажор три части, каждая из которых написана в трёхчастной форме. В сонате ещё не используется сонатная форма, хотя контраст образов уже намечен. Нет широкого развития тематизма, приводящего к изменению, динамизации самих образов. Использование часто повторяющихся кратких интонаций и ритмических формул говорит о влиянии стиля эпохи барокко. Отсутствие ярких контрастов в динамических оттенках и вообще негромкая звучность, частое использование приёма Стакка́то (итал. staccato — «оторванный, отделённый») доказывают близость стилю клавесинной музыки, так как эта соната была написана в переходный период – от клавесина к фортепиано.
Соната для фортепиано №5 до минор Людвига ван Бетховена может служить примером классической сонаты рубежа ХVIII-XIX веков. Он написал её в 1796-98 гг., когда стиль композитора уже весьма определился. В сонате три части.
I-я часть Allegro molto e con brio (очень быстро, с огнём) написана в сонатной форме и носит в целом активный, целеустремлённый характер. Главная партия строится на основе темы, состоящей из двух элементов, характерных для Бетховена: стремительное движение вверх с импульсивным ритмом, f, и ниспадающая скорбная интонация p.
Побочная партия состоит из двух тем, что в принципе встречается в сонатах этого периода не так часто. Первая тема в мажоре спокойного, плавного характера. Вторая тема тоже в мажоре строится на основе кратких напевных интонаций.
Тематизм заключительной партии близок тематизму главной партии своей энергией и общим характером движения. При слушании сонаты обратим внимание на то, что экспозиция сонатной формы I-й части повторяется, как и в симфониях этого периода.
Разработка начинается с проведения интонаций главной партии в одноимённом мажоре (до мажоре). А затем, совершенно необычно для сонат того времени Бетховен в раздел разработки вводит новую лирическую тему, как бы продолжающую линию развития напевных тем побочной партии I-й части. Развитие лирической темы разработки приводит к репризе, где используется материал основных тем экспозиции. Таким образом, в I-й части сонаты мы можем услышать конфликт между энергичными, мужественными интонациями главной партии и напевными, лирическими темами побочной партии и разработки.
II-я часть Adagio molto (Адажио мольто – очень медленно) написана в форме двойных вариаций. С такой формой мы с вами уже встречались во II-й части Симфонии №5 Бетховена. Обе темы этой части сонаты сосредоточенно-спокойного характера. Они близки друг другу, только во второй теме используются пассажи шестьдесятчетвёртыми длительностями, что создаёт представление об особой изысканности. Вообще фактура в этой части изобилует украшениями (мелизмами). Композитор использует разнообразный ритм, часто изменяет тип фактуры (арпеджио, аккорды, различные фигурации). Всё это создаёт образ чего-то постоянно меняющегося, живого, это своего рода микрокосм человеческих чувств, раздумий и мечтаний.
III-я часть сонаты – Finale. Prestissimo (Финал. Очень скоро). Написан в сонатной форме. По характеру близок I-й части: решительный, энергичный образ противостоит образу лирического раздумья. Главная партия строится на развитии одной и той же интонации: малая секунда с последующим скачком вверх, причём при троекратном проведении этой интонации интервал увеличивается. В таком строении ощущается большая энергия, которая стремится как бы вырваться наружу. Побочная партия контрастна главной партии. Она основана на спокойном поступенном движении. Заключительная партия построена на интонациях главной партии и отличается тоже энергичным характером. Заметим, что здесь встречается выразительный приём, который Бетховен будет использовать в главной партии Сонаты №8 («Патетической») – восходящее движение характерными интервалами и их разрешением (увеличенная кварта, уменьшённая квинта.)
Разработка небольшая. Она строится на вычленении и развитии небольшого мотива из главной партии.
Реприза в основном построена на материале экспозиции, но она вскоре переходит в довольно большую коду, которая по своим размерам и роли в развитии основных образов превышает разработку. Конец коды совершенно необычен. На decrescendo, всё тише и тише звучат интонации главной партии. (мотив с малой секундой и скачком вверх) в до мажоре, хотя основная тональность здесь до минор. Возникает ощущение какой-то недосказанности, как бы продолжающегося действия. Но ведь это уже финал сонаты, её завершение! Наверное, недаром эту сонату сравнивают с увертюрой, которая нередко играла роль вступления к какому-то крупному произведению. Так и здесь мы поневоле в самом конце сонаты ждём продолжения чего-то. В этом, несомненно, уникальность данного финала и всей сонаты в целом. Сам характер образов сонаты рельефно очерчен из-за выразительных интонаций, используемых композитором. Многие считают, что эти образы напоминают действующих лиц определённой человеческой драмы, которая как бы не имеет логического конца.
А сейчас мы снова в нашем виртуальном концертном зале и слушаем все три части сонаты для фортепиано №5 Людвига ван Бетховена.
Вообще при восприятии этой и других сонат возникает ощущение того, что перед нами своеобразный «лирический дневник» Слушая или играя сонаты, мы погружаемся в мир интимных переживаний, когда музыка идёт «от сердца к сердцу». Этому способствует и сам жанр КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ, к которой принадлежат сонаты. Для их исполнения не нужен симфонический оркестр, огромные концертные площадки. Вот эта приближенность к слушателю, исполнителю помогает понять строй чувств, сплав надежд и стремлений людей, живших в ту или иную эпоху. Эта особая «чуткость» сонат к переживаниям людей и рождает их огромную популярность. (Вспомним хотя бы «Лунную сонату» Бетховена).
Итак:
- сонаты относятся к жанрам камерной музыки;
- сонаты пишутся для сольного инструмента или ансамбля, в котором два или три инструмента;
- в сонате преимущественно три части;
- сонатная форма используется в I-й части сонаты, хотя может быть и в других частях;
- в отличие от симфонии характер образов в сонате отличатся меньшим масштабом;
- в сонате значительно больше, чем в симфонии используется виртуозное начало.
В заключение необходимо напомнить факты, связанные с необычной судьбой некоторых сонат. Так, знаменитое на весь мир Rondo a la turca (Рондо в турецком стиле), закачанное в позывные миллионов мобильных телефонов, – это Финал, т.е. III-я часть Сонаты для фортепиано №11 ля мажор В.А. Моцарта. Похоронные марши, исполняемые по всему миру во время траурных церемоний, были написаны композиторами как средние части фортепианных сонат: Сонаты для фортепиано№12 Людвига ван Бетховена и Сонаты для фортепиано си минор Фредерика Шопена. Это очень интересный пример жанровой трансформации музыки, то есть зависимости жанра от социальных условий, в которых он функционирует.
Желаю вам всё новых и новых открытий при слушании сонат.
Далее мы продолжим наш рассказ о музыкальной драматургии, и следующий жанр, к которому мы обратимся, будет концерт.