III ЧАСТЬ. МУЗЫКА БЕЗ ГРАНИЦ.
II Глава. Сказка и фантастика в музыке.
В нашей книге вы уже встречались со сказочными и фантастическими образами. Это «Гном» М.П. Мусоргского (во II части книги), «Три чуда – Тридцать три богатыря» и «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», симфоническая сюита «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова; «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского; «Шествие гномов» и «В пещере горного короля» Э. Грига; прелюдия К. Дебюсси «Затонувший собор» и др. Все эти образы отличаются необыкновенным богатством творческой фантазии и удивительным мастерством композиторов, создавших эти произведения.
Сейчас мы познакомимся с новыми примерами подобных образов. У каждого народа есть свои сказки, легенды, древние сказания или как у русского народа – былины. Например, былина о «Садко».
В былине рассказывается о том, что Садко был торговым гостем, т.е. купцом, и жил он в городе Новгороде Великом. И вот, странствуя по морю вместе со своими товарищами, Садко попадает в морскую бурю. Поняли они, что Царь Морской требует жертвы. Вот как описывает дальнейшие события Н.А. Римский-Корсаков в своей программе к симфонической картине «Садко».
«Стал среди моря корабль Садко, новгородского гостя. По жребию бросили самого Садко в море, в дань Царю Морскому, и пошёл корабль своим путём-дорогою. Остался Садко среди моря один со своими гусельками яровчатыми, и увлёк его Царь Морской в своё царство подводное. А в царстве подводном шёл большой пир: Царь морской выдавал свою дочь за Окиян-море. Заставил он играть Садко на гуслях, и расплясался Царь Морской, а с ним всё его царство подводное. От пляски той всколыхалося Окиян-море и стало ломать, топить корабли… Но оборвал Садко струны на гуслях, и прекратилася пляска, и море затихло». Вот об этих событиях и повествуется в симфонической картине «Садко».
У вас может возникнуть вопрос: как может о чём-то рассказывать симфоническая музыка, ведь это не опера, где используется литературный текст в вокальных номерах – сольных или хоровых? Очевидно, что Римский-Корсаков написал ИНСТРУМЕНТАЛЬНУЮ музыку, в которой играют только музыкальные инструменты, слова там не используются. Но сейчас, когда вы будете слушать эту музыку, вы поймёте, что она настолько яркая, изобразительная, что, действительно, не требуются слова, чтобы понять смысл. Слушая её, легко представить, что вы как будто смотрите кино- или телевизионный фильм. Такая музыка называется ПРОГРАММНОЙ. Программа определяется внемузыкальными образами – образами, заимствованными из литературы или фольклора (народного творчества), живописи, истории или связана с какими-то выдающимися событиями. Таких примеров много. Так, после катастрофы с лайнером «Титаник», была создана симфоническая поэма «Гибель Титаника» композитора Сайласа Пратта, и его симфоническая поэма тоже является программной музыкой.
А теперь послушаем симфоническую картину «Садко» Римского-Корсакова всю, от начала до конца. Попытайтесь определить: какой момент или образ в этом произведении вам понравится больше всего.
(Звучит симфоническая картина «Садко» Николая Андреевича Римского-Корсакова)
Вам, наверно, понравились и изображение моря, и образ золотых рыбок, а напевная, красивая мелодия напомнила нам о Волхове, прекрасной дочери Царя Морского.
Вообще Н.А. Римского-Корсакова называли настоящим сказочником. Всего он написал 15 опер, более половины из них – сказочные или основанные на легенде. Особенно ему удавались женские образы. Панночка из «Майской ночи», Снегурочка из одноименной оперы, Волхова из «Садко» и др. связаны с миром мечты или грёзы. Это романтические образы, они рождены природой и после гибели растворяются в ней. Как мечта о прекрасном не может осуществиться в своём материальном облике, так и этим образам нет места на земле, среди обыкновенных людей. Снегурочка превращается в лёгкое облачко. Дочь Морского царя Волхова растекается легкоструйной речкой. Феврония, героиня оперы «Сказание о невидимом граде Китеже», умирает среди чудесно расцветающего леса, ей кажется, что она и её жених княжич Всеволод в белых свадебных одеждах идут венчаться в Великий Китеж. Злая красавица Кащеевна, дочь Кащея, увлёкшись красотой Ивана-королевича, проливает первую в своей жизни слезу и превращается в плакучую иву.
Сейчас прозвучит Сцена таяния Снегурочки. Снегурочка – дитя Весны и Деда-Мороза. Отец не разрешал ей появляться среди людей. Но мать Весна не могла устоять против уговоров дочери и отпустила её к людям – жителям царства берендеев, наградила её способностью любить. Первый раз полюбив, Снегурочка переполнена счастьем. Но на неё падает безжалостный луч солнца, и она тает, превращается в лёгкое облачко. Её жених, молодой купец по имени Мизгирь, не в силах перенести гибель девушки, он бросается в озеро и погибает.
Мы услышим с вами вначале чудесную лирическую мелодию, это воплощение мечты Снегурочки о счастье. Но затем прозвучат яростные, громкие интонации, это интонации Ярилы-солнца (бога древних славян). Снегурочка прощается со всеми, кто был ей дорог. Звучат лёгкие, ажурные пассажи у арфы, символизирующие её смерть и возвращение в природу, её породившую.
(Звучит Сцена таяния Снегурочки Римского-Корсакова).
Замечательный немецкий композитор Феликс Мендельссон-Бартольди жил в первой половине ХIX века, и в возрасте 18-ти лет написал произведение, которое до сих пор является одним из самых популярных в мире.
(Звучит фрагмент из «Свадебного марша» Феликса Мендельссона-Бартольди)
Вы его, конечно, узнали. Это «Свадебный марш». Когда композитор создавал эту музыку, он, наверное, не предполагал, что его марш будут исполнять во время почти каждой свадьбы вплоть до наших дней! Ведь он писал эту музыку не для свадебных торжеств, а для театра – комедии английского писателя и поэта Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Комедия полна юмора, волшебных превращений, в ней действуют не только реальные люди, но и сказочные существа – феи, эльфы.
И сейчас мы с вами послушаем увертюру к этому спектаклю. УВЕРТЮРА в переводе с французского – открытие, начало. Это оркестровое вступление к какому-либо большому произведению – опере, балету, драматическому спектаклю. В начале увертюры Мендельссона прозвучат тихие аккорды с очень красочными, необычными гармониями. Они рисуют атмосферу таинственной ночной природы. А потом вы услышите в быстром темпе в высоком регистре у скрипок и деревянных духовых тончайшую звукопись, изображающую лёгких, воздушных эльфов. Прозвучат и весёлые, с размашистыми интонациями темы.
(Звучит увертюра Мендельссона-Бартольди).
А теперь мы с вами обратимся к немецким легендам. Одна из них связана с именем чудесного рыцаря Лоэнгрина. В лодке, увлекаемой Лебедем по реке, люди видят рыцаря в блестящих доспехах. Он является на поединок для того, чтобы защитить честь невинной девушки Эльзы, которой грозила казнь. Он побеждает на поединке, женится на Эльзе, но ставит ей условие: она никогда не должна спрашивать, как зовут его и откуда он явился. Эльза, подстрекаемая врагами Лоэнгрина, всё же задаёт ему роковой вопрос. Он вынужден рассказать ей, что он посланец небесного братства Грааль. Его рыцари защищают угнетённых, но никто не должен знать, откуда явились они, иначе сила рыцарей Грааля исчезнет. Лоэнгрин покидает Эльзу, и она умирает из-за разлуки с ним…
Эта легенда послужила основой оперы выдающегося немецкого композитора XIX века Рихарда Вагнера. Романтическую мечту о счастье он воплотил в образе небесного царства Грааля. В недоступных для человека местах хранится святая чаша Грааля – символ высшей духовной чистоты, источник добра и света. Для создания этого образа Р. Вагнер использует звучание скрипок (четыре из них играют партии соло!) в высоком регистре, что создаёт впечатление разгорающегося света, льющегося откуда-то с небес. Развитие тематизма приводит к звучанию гимна, который воспринимается как утверждение высшей справедливости и благородства. Затем звучность стихает, растворяясь в небесах.
(Звучит увертюра Р. Вагнера к опере «Лоэнгрин»)
Другая немецкая легенда – о Летучем голландце. Среди бескрайних морских просторов, в тумане или во время страшных морских бурь многие мореплаватели видели корабль-призрак и на его борту одинокую фигуру. Никто не знал, откуда появился этот корабль с кроваво-красными парусами и чёрной мачтой, и кто этот Летучий голландец. И вот однажды корабль моряка по имени Даланд оказывается заброшенным из-за бури в отдалённую бухту у скалистых берегов. Он видит, как к нему приближается корабль Летучего голландца, и его капитан с бледным лицом сходит на берег. Летучий голландец рассказывает Даланду, что над ним тяготеет проклятие. Он бессмертен и обречён на вечные скитания. Он просит приюта у Даланда и обещает ему несметные сокровища. Тот соглашается и приглашает его в свой дом. Его дочь Сента, увлечённая чувством к таинственному незнакомцу, даёт ему клятву верности. Но она обручена с другим человеком, с охотником по имени Эрик. Летучий голландец понял, что он и здесь не найдёт покоя. Он покидает Сенту. Его корабль уходит в море. Сента понимает, что нарушила клятву верности, но по-прежнему хочет спасти вечного Скитальца, она бросается со скалы в море и погибает. Корабль Летучего голландца тонет в морской пучине.
(Звучит фрагмент из увертюры Р. Вагнера к опере «Летучий голландец»).
Это тоже программная музыка, и вы, наверное, уже без всяких подсказок представили себе образ бушующего моря, услышали властную, героическую тему Летучего голландца, борющегося с грозным проклятием…
Сказочные музыкальные образы нередко связаны и с шутливым, юмористическим или даже сатирическим изображением. Достаточно вспомнить оперу-сказку Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» по одноименному произведению А.С. Пушкина. Известен и «Марш синьора Помидора» из балета по одноименной сказке Джанни Родари «Приключения Чипполино» советского композитора Карэна Хачатуряна. Синьор Помидор – правитель в сказочной стране. Он глупый, надутый, тщеславный, и в тоже время обладающий властью. И вот как Карен Хачатурян изображает его: во вступлении к Маршу у тромбонов f звучат интонации с использованием скольжения звуков (это называется глиссандо), что подчёркивает сатирическое изображение синьора Помидора.
Итак, мы с вами познакомились лишь с некоторыми примерами обращения композиторов к сказке и фантастике. Среди них вы, наверное, уже выбрали самые любимые, которые захотите слушать много раз. Желаю вам получить настоящее удовольствие от их прослушивания!