II ЧАСТЬ (+6). МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ. СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Музыкальные образы.
«Однажды… совсем не так давно и не так далеко отсюда… здесь, в нашем городе жил паренёк. Его звали Петер. У него были озорные глаза, и, как всем ребятам, ему нравилась шумная возня, он хотел всё знать, любил сладости и весёлые игры» (К. Р. Хитц. Петер в стране музыкальных инструментов. М: Музыка, 1969. C. 5).
Как-то раз папа сказал, что они всей семьёй пойдут на симфонический концерт. Такси подкатило к красивому зданию, настоящему дворцу. Петеру очень понравились и вестибюль, и мраморная лестница, и огромный концертный зал. В нём было много нарядно одетых людей, а на сцене тоже сидели люди. На мужчинах были одеты какие-то чудные чёрные пиджаки с «длинными хвостами». Папа сказал, что это фраки. Все эти люди на сцене держали в руках разные музыкальные инструменты, кто скрипки разной величины, а кто короткие или длинные дудки, чёрные или покрытые золотом.
«Один из музыкантов изо всех сил дул в маленькую чёрную дудку. Он весь покраснел, щёки его у него раздувались, как пузырь. Это было очень смешно. А другой, тот всё время высовывал язык и облизывал кончик своей дудки. Вот скандал! Если бы Петер сделал что-нибудь в этом роде, он живо получил бы головомойку, а этому старому толстяку не стыдно устраивать такое в концертном зале! … Длинный дядя в углу ударил по большому барабану. Было бы здорово иметь такой барабан! Вот соседи бы обрадовались!» [там же. C. 6].
На сцене появился человек, которого все стали слушаться как учителя. Папа сказал, что это дирижёр. Заиграл весь оркестр. Музыканты следили за каждым движением дирижёрской палочки. И вот прозвучала МЕЛОДИЯ, которая настолько увлекла Петера, что ему захотелось взлететь, как будто у него выросли крылья.
И после концерта, когда Петер с семьёй одевался в гардеробе, МЕЛОДИЯ ещё звучала у него в голове. Но потом, после того как они вышли из кондитерской, он не мог вспомнить её. Ночью, лёжа в постели, он много раз пытался напеть её, но всё было напрасно – он потерял МЕЛОДИЮ.
Петер закрыл глаза. И вдруг его комната наполнилась сиянием. Он увидел, что свет исходит от прекрасной феи. Это была фея Сна. Она отвела Петера в Бюро находок, там попросили Петера напеть МЕЛОДИЮ, чтобы знать, что искать. Но именно этого он и не мог сделать. И тогда появилась великая волшебница ФАНТАЗИЯ…
(Можно только представить, какое на ней было платье! Наверное, длинное, до самого пола, нежно-голубого или розового цвета, переливающееся отблеском драгоценных камней. В общем, пусть каждый из вас, ребята, придумает волшебнице свой наряд и, возможно, нарисует его).
Волшебница посадила Петера в необычный автомобиль, который мог делать от двухсот до трёхсот километров в час. Они помчались. Но вот дорогу им преградило море. Волшебница нажала на какую-то кнопочку, и автомобиль превратился в катер. Он тоже очень быстро мчался, теперь уже по морю. И вдруг на их пути выросли огромные горы. Петер даже зажмурился от ужаса, но снова волшебница нажала на кнопочку, и катер превратился в самолёт.
(Вы, ребята, наверное, захотите нарисовать – на каком виде транспорта ехали волшебница и Петер и показать свой рисунок друзьям, родителям и т.д.)
Петер и великая волшебница Фантазия опустились на землю. Перед ними было ЦАРСТВО МУЗЫКИ! Волшебница Фантазия стала невидимой, а Петер продолжал свой путь один, но Фантазия была как будто всегда рядом, и он успокоился.
Он сделал первый шаг в ЦАРСТВЕ МУЗЫКИ. Ему понеслись навстречу какие-то странные звуки. Что же Петер услышал и как бы увидел? Послушаем, а вы, ребята, попытайтесь разгадать первую тайну МУЗЫКИ.
(Звучит пьеса «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. Её лучше дать в транскрипции для оркестра М. Равеля).
Вопросы и возможные ответы: Какая музыка прозвучала? Грозная, страшная. Какой образ возник перед вами, что вы представили? Как он двигается? Это что-то не очень большое, оно двигается, но не быстро, как будто подпрыгивает. Это сказочный образ или его можно встретить в жизни? Скорее, это сказочный образ, потому что он таинственный. Так кто же это? Это гном.
Петеру эта «встреча», наверное, не очень понравилась, и он поспешил дальше. И вдруг…
(Звучит фрагмент из сюиты Камилла Сен-Санса «Карнавал животных» – «Курицы и петух»).
Вопросы: Что он услышал? Какой образ возник? Как будто кто-то клюёт, суетится, машет крыльями, потом кто-то выступает важно, как будто гордится собой. Так кто же это? Это птицы, наверное, курицы и петух.
Петер хотел поймать птиц, но они вскоре исчезли, ведь это был только образ, созданный при помощи музыкальных звуков, а не настоящие птицы. Он пошёл дальше и то, что он услышал, его очень удивило. Ему показалось, что он находится на берегу сказочного моря, а из моря выходили….
Кого же представил Петер? Это добрые, сильные люди или злые? Да, это богатыри, они наши защитники. И, наверное, мальчики хотят быть похожими на них. А в какой сказке 33 богатыря выходят из моря? Правильно, это «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина. А полное, авторское название этого произведения – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». Напомню вам строчки из этой сказки:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Петер пошёл дальше, и вдруг он услышал необыкновенные звуки:
(Звучит фрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» – «Фея драже»)
Вам эта музыка, наверное, тоже очень понравилась, как и другие произведения! Какой образ предстал перед нами? Это что-то волшебное, сверкающее, переливающееся и очень изящное! Можно представить, что перед нами волшебница или фея? Правильно, можно. А эта волшебница злая, жестокая? Нет, она добрая и очень красивая. Петр Ильич Чайковский эту музыку написал для феи Драже в своём замечательном балете «Щелкунчик».
Вопросы: Итак, ребята, какие образы в ЦАРСТВЕ МУЗЫКИ возникли перед Петером? (ответы – Гном, Курицы и петух, Тридцать три богатыря, фея Драже). Эти образы можно потрогать руками? Переложить их с места на место? Нет, они возникают только в нашем воображении, когда звучит музыка. Значит, музыка обладает волшебными свойствами с помощью одних только музыкальных звуков создавать в нашем воображении самые различные музыкальные образы. Подумайте и определите, какой музыкальный образ вам понравился более других?
[Задание для группы детей в условиях класса, детского сада и т.д. Скажите, какие образы вам понравились, и мы с вами выясним – какое музыкальное произведение сегодня более всего наберёт количество ваших «голосов», какое у нас сегодня произведение-чемпион?]
Когда вы вернетесь домой, попытайтесь слушать музыку (например, на телеканале «Культура»), может быть, и у вас появится любимая мелодия. Если вам захочется, нарисуйте то, что вам понравилось после первой встречи с музыкой.
МЫ ПОМОГАЕМ СОЗДАВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ.
Вопрос: Какие музыкальные произведения мы с вами слушали во время первой нашей встречи? (Заметка для педагога: можно озвучить их фрагменты).
С помощью каких музыкальных инструментов эти образы были созданы? (Фортепиано, а если инструментов много – это оркестр, в данном случае симфонический оркестр).
А вы хотите принять участие в создании музыкальных образов? Вы не умеете пока играть на музыкальных инструментах, но можно немного попробовать. Давайте вместе изобразим шум моря и разбивающиеся о скалы волны.
(Исполняется фрагмент из Вступления к опере «Садко» «Окиян море синее» Н.А. Римского-Корсакова: один ученик исполняет фигурацию четвертными, второй – эту же фигурацию восьмыми октавой ниже, педагог – тремоло в басовом регистре на органном пункте. Этот фрагмент должен прозвучать на crescendo, т.е. с усилением, в конце – с эффектом ударяющейся о скалы волны: тремоло в басовом регистре, аккорд sf сфорцандо, с акцентом).
А теперь представим, что мы с вами очутились летом в лесу. Давайте попытаемся создать образ леса. Какие звуки мы услышим? Пусть мальчики изобразят жужжание жучков или шмелей со звуком: жжжжжжж….. Девочки изобразят шелест тростников, листвы деревьев и кустарников: шшшшшш… Две девочки изобразят кукование кукушки: ку-ку, ку-ку. Педагог сыграет на фортепиано тихую, мечтательную мелодию (замечание для педагогов – быть может, в стиле C. Рахманинова – с выдержанными, залигованными нотами, с использованием синкоп). Вот видите, у нас возник замечательный, таинственный образ леса.
Вопрос: А теперь скажите, можно ли с помощью человеческого голоса – или по-другому вокала – создавать музыкальные образы? Конечно, можно. Нужно только учиться петь правильно, хорошо слушая себя и других.
Сейчас мы послушаем песню «Солнечный круг», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
(Исполнение припева песни педагогом за роялем).
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Вопросы: Какая песня прозвучала, её характер? Песня радостная, светлая.
А сейчас прозвучит совсем другая музыка.
(Слушание фрагмента белорусской народной песни «Перепёлочка» в исполнении белорусского вокального ансамбля «Солнечный ветер»)
Вопросы: Какой характер у этой музыки? Грустный, печальный. Как вы считаете, возникает ли здесь образ самой птички? Нет, здесь, скорее, передаётся наше чувство, чувство жалости к больной перепёлочке. Вы, наверное, когда слушали, вспоминали о других бедных, больных, которым плохо сейчас. Вот какая это музыка! Она помогает нашему сердцу быть добрым и отзывчивым на чужую беду.
ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ.
Мы с вами оставили Петера, а он тем временем пошёл искать свою МЕЛОДИЮ в доме, где жила семья Струнных инструментов.
Он позвонил. Дверь ему открыла хорошенькая девочка-скрипочка. Петер сказал, что он повсюду ищет свою МЕЛОДИЮ, и девочка-скрипочка пригласила его войти. Из другой комнаты раздалось какое-то низкое, глухое ворчание. Это был их дедушка Контрабас, у него был самый большой рост из всех Струнных, настолько большой, что люди вынуждены играть на нём стоя. Он задаёт тон всему их дому и постоянно спорит с мамой Виолончелью. У Виолончели не такой низкий голос, как у Контрабаса, но зато она знает много чудесных певучих мелодий. И она так прекрасна! Дома она не занимается домашними делами, всё делает папа скрипок – Альт. Он немного полнее и выше девочек - скрипочек и говорит приятным, более низким, чем у скрипок, голосом.
Папа Альт следит за тем, чтобы дети натирали свои струны канифолью для лучшего качества звука, когда по струнам водят смычком, укладывали одеяльца в футляры, чтобы скрипочки не повредили своих нежных, покрытых лаком боков, когда люди кладут их в эти футляры.
Семья позавтракала, Петю тоже угостили. Струнные решили взять Петера с собой, на репетицию симфонического оркестра. Там много разных инструментов, и, быть может, именно там ему удастся разыскать свою МЕЛОДИЮ. Но появляться на репетиции любому человеку было категорически запрещено, и у Петера потом возникли из-за этого ужасные неприятности.
Когда они пришла на репетицию, и оркестр заиграл, Петер услышал такое, что очень поразило его!
Вопросы: Что же он услышал? Какой образ возник в его воображении?
Сейчас прозвучит необыкновенная музыка! Внимательно послушайте её и скажите, с каким образом пришлось познакомиться Петеру, да и нам с вами?
(Звучит фрагмент из балета Игоря Фёдоровича Стравинского «Жар-птица»).
Какая музыка прозвучала? Искрящаяся, как будто рассыпали золото, что-то вспыхивало и переливалось. Правильно. А этот образ сказочный, фантастический или реальный? Это образ сказочный. Тоже правильно. Скажите, какое движение вы представили? Кто-то летит, быстро, зигзагами и напоминает пламя. Так что же это? Это Жар-птица. Правильно, прозвучал фрагмент из балета Игоря Фёдоровича Стравинского «Жар-птица»).
Вот вы, ребята, разгадали и эту загадку. Вы, конечно, услышали, что в симфоническом оркестре много инструментов, вы услышали, как мощно, громко они звучат, когда играют все вместе. Попытайтесь дома послушать музыку на телеканале «Культура», а также через компьютеры, айподы, айфоны и т.д. Вы можете завести Музыкальный Дневник, и в нём, если сможете, записывайте дату, т.е. когда вы слушали музыку, название произведения, фамилию автора и, самое главное, понравилось ли вам оно. В Музыкальном Дневнике можно наклеивать (или сканировать, если сможете) красивые картинки, связанные с музыкой, делать рисунки так, как вам самим захочется, лишь бы это было опрятно и красиво. (Предложение для педагогов: в школе, детском саду и т.д. в конце года можно устраивать выставки самых лучших Музыкальных Дневников, а победители могут награждаться призами).
МЕЛОДИЯ И АККОМПАНЕМЕНТ.
Сейчас прозвучат знакомые вам произведения, но в них что-то будет исчезать, словно кто-то взмахнёт волшебной палочкой совсем как в кинофильме «Гарри Потер». Вначале произведение прозвучит в прежнем виде, а потом с ним что-то произойдёт. Слушайте очень внимательно.
(В исполнении педагога звучит песня «Солнечный круг» без изменения, потом только мелодия, без аккомпанемента).
Вопрос: Что исчезло? Исчезло сопровождение, которое называется аккомпанементом. Вспомните, что примерно также выглядит нераскрашенный рисунок, т.е. понять можно, что нарисовано, но не хватает раскраски, и поэтому он выглядит блёкло, не выразительно. Так и тут: прозвучала одна мелодия, и, наверное, без аккомпанемента она нам нравится гораздо меньше.
Вопросы: А теперь послушайте, что изменилось в песне? (Исполнение педагогом одного аккомпанемента в песне «Солнечный круг»). В ней не хватает самого главного – МЕЛОДИИ. Помните, именно МЕЛОДИЮ потерял Петер и поехал искать её в ЦАРСТВЕ МУЗЫКИ? А что мелодия выражает в песне «Солнечный круг»? Наше чувство радости, утверждения жизни. Значит, музыка может не только изображать что-то, но и выражать наши чувства, настроения, мечты.
Сейчас мы услышим две музыкальные пьесы, обе они о куклах, в которые играют, пожалуй, все девочки. Но пьесы совершенно разные. О каких чувствах в них рассказывается? Какое название вы бы дали этим пьесам?
(Звучат «Болезнь куклы» и «Новая кукла» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Дети предлагают названия пьес).
В «Болезни куклы» мелодию можно спеть, она напевная? Нет, она состоит из коротких звуков, которые напоминают то ли вздохи, то ли стоны. Видите, и такие мелодии бывают. В другой пьесе – «Новой кукле» – выражена радость девочки, мелодия светлая, порывистая.
А теперь послушаем, что произошло в пьесе «Болезнь куклы»?
(Исполняется педагогом на фортепиано фрагмент пьесы «Болезнь куклы» П.И. Чайковского в неизменном виде, а потом в ней исчезает верхний, мелодический голос).
Вопрос: Что исчезло в этой пьесе? Исчезла мелодия. Как это отразилось на пьесе, можно было понять, о чём она, какое чувство выражает? Конечно же, нет. Таким образом, музыке нужны и мелодия, и её аккомпанемент или сопровождение. Но мелодия всегда главная в музыке, а сопровождение или аккомпанемент ей подчиняются.
Ребята, вы уже поняли, что слушать музыкальные произведения очень интересно, как будто открываешь шкатулку с какими-то драгоценностями и рассматриваешь их. Тот, кто научится правильно слушать музыку, когда вырастет, будет уметь слушать и понимать других людей, а это пригодится вам, как будущим руководителям, педагогам, дипломатам и т.д. Кто из вас поймёт, что такое музыкальные образы и научится создавать их в своём воображении, тот будет творцом в том или ином виде деятельности. Он может стать успешным бизнесменом, конструктором космических кораблей, самолётов, автомобилей, обработчиком деталей на сложных станках и т.д. Потому что везде нужны люди-творцы с развитым воображением, умеющие создавать что-то новое. А теперь продолжим наш путь в ЦАРСТВЕ МУЗЫКИ, где вас ждут большие открытия.
ТЕМП В МУЗЫКЕ.
Сейчас мы поговорим с вами о движении, о скорости. Что двигается с большой скоростью? Ракета, самолёт, автомобиль и т.д. А с маленькой скоростью? Черепахи, улитки и т.д. Все они двигаются, у каждого из них своя скорость или ТЕМП. В музыке всегда присутствует темп – быстрый, медленный, средний. Давайте посмотрим, как Петер тоже знакомился с темпом в ЦАРСТВЕ МУЗЫКИ. Что же он услышал? Поможем ему разгадать и эту музыкальную загадку.
(Звучит «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова)
Вопросы: Какой темп в этом произведении? Быстрый, даже очень быстрый. И какой же образ возникает? Это что-то жужжащее, быстро летающее.
Это образ какого-то животного, например, кошки? Нет, это образ насекомого. Да. Комара, стрекозы? Нет, это образ шмеля. Правильно. Помните, в «Сказке о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина князь Гвидон, сын царя Салтана, хочет увидеть своего отца, и Гвидона превращают в шмеля. Он догоняет корабли, которые плывут в царство Салтана, и таким образом его план осуществляется.
А теперь послушаем другое произведение.
(Звучит «Полька» М.И. Глинки).
Вопрос: В каком темпе звучит эта пьеса? Что хочется делать, слушая её – петь, танцевать, маршировать? Правильно, танцевать. Это полька, она появилась в Чехии как народный танец, а потом её стали танцевать и в других странах. А теперь послушайте, что произойдёт с этой полькой?
(Исполнение педагогом «Польки» в замедленном темпе).
Вопросы: Что изменилось? Правильно, изменился темп, он стал медленным. А образ изменился? Конечно. Под эту музыку хочется танцевать лёгкий, весёлый танец? Нет, под эту музыку, наверное, вообще невозможно танцевать, настолько она стала неуклюжей, тяжёлой. Вот видите, как всё важно в музыке: и мелодия, и аккомпанемент, и темп.
Вспомните, в каких произведениях, которые вы уже слышали, был быстрый темп? (Правильно, в «Полёте шмеля», в «Новой кукле». А медленный темп? В песне «Перепёлочка», в «Болезни куклы». А какой темп был в «Польке»? Пожалуй, в этой пьесе был средний темп.
Какой можно сделать вывод? Музыка может существовать без темпа? Нет, не может. Точно так и в нашей жизни. Недаром говорят: «Движение – это жизнь».
ЧТО ТАКОЕ ТЕМБР В МУЗЫКЕ?
Во время репетиции симфонического оркестра, где Петеру как человеку было категорически запрещено бывать по законам Страны музыкальных инструментов, он спрятался за широкую спину дедушки Контрабаса, чтобы его никто не видел. Но ему были хорошо видны все инструменты. У каждого было своё место, а родственные инструменты сидели рядом.
Проходя мимо группы Ударных инструментов, он услышал, как пузатая Литавра зло говорила о Скрипках. Она завидовала им, поскольку они очень часто играли главную роль в оркестре. Тарелка тоже ненавидела Струнных, и Петер понял, что Ударные готовят заговор.
Его внимание привлекла очаровательная девушка Арфа, которая понравилась ему ещё на концерте, где он был с родителями. Но Арфа не могла помочь Петеру найти его МЕЛОДИЮ, она не играет певучих мелодий, её пассажи напоминают переливы струй фонтанов, они сверкают как бриллианты.
Арфа рассказала Петеру о семействе Духовых инструментов. Оказывается, существуют Деревянные духовые и Медные духовые инструменты. Деревянные играют более тонко, нежно, проникновенно, а Медные – звонче и мощнее. Среди Деревянных Петер обратил внимание на Флейту и её маленькую дочурку Флейту-пикколо, а рядом сидели два кавалера – Кларнет и Гобой и ещё важный Фагот.
Среди Медных он сразу узнал Трубу, а вот Валторна его очень удивила: она играла особенно мягко, как будто звучала в лесу, как охотничий рог, её корпус «извивался, как змея». Тромбон, «худой, тонкий, большеротый», тоже понравился Петеру.
Ему, наверное, захотелось послушать каждый инструмент в отдельности, чтобы различать их голоса. Может быть, он подумал, что у каждого инструмента, как и у каждого человека, своя окраска голоса или звука. Так он стал знакомиться с тембром в музыке.
Вопросы: Так что же такое тембр в музыке? Это окраска звука. Может ли существовать музыка без тембра? Нет, не может, потому что музыкальное произведение всегда исполняют на музыкальных инструментах или с помощью человеческого голоса. С тембрами каких инструментов вы уже познакомились? С тембром фортепиано, с тембром скрипок, с тембром человеческого голоса.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СИМФОНИЧЕСКОМУ ОРКЕСТРУ.
Сегодня, ребята, мы отправимся в необычное путешествие, в котором вы, может быть, ни разу ещё не были. Представьте себя на месте Петера, который, переходя от одного музыкального инструмента к другому, как бы знакомится с каждым из них. Ведь вы, когда знакомитесь с кем-нибудь, обязательно хотите услышать, как его зовут. Представить хотя бы на время, что незнакомец промолчит в этот момент, очень трудно.
Итак, каждый инструмент симфонического оркестра – а именно там мы будем путешествовать – подаст свой «голос», и вы услышите такие красивые тембры! Но, наверное, каждый из вас выберет свой любимый тембр (а может это будет и два, и три любимых тембра). Постарайтесь их запомнить и узнать во время прослушивания музыкальных произведений. [Предложение педагогу: в школе, детском саду и т.д. во время путешествия по симфоническому оркестру предложите детям запомнить или записать название любимого тембра инструмента, а потом выясните, какой музыкальный инструмент будет «чемпионом» на данном занятии].
(Звучит музыкально-литературная композиция: Бенджамин Бриттен. Путеводитель по оркестру для молодёжи. Читает замечательный руководитель детского театра Наталия Сац. Если детям будет утомительно прослушать всю композицию сразу, её можно разделить на две части, по одной на каждом занятии).
Вопросы: Итак, какой у вас тембр самый любимый? Скажите, почему вы его выбрали? Чем он отличается от других тембров? (Например, тембр скрипки мне нравится, потому что он нежный, он какой-то светлый или яркий, блестящий).
РИТМ В МУЗЫКЕ.
Давайте вспомним, ребята, каким образом измеряется время? В метрах, в килограммах? Нет. Когда мы говорим о времени, то вспоминаем понятия: век, год, месяц, неделя, час, минута, секунда, и знаем, сколько они длятся. А как определить в музыке – сколько нужно удерживать тот или иной звук, когда играют на музыкальных инструментах или поют? Оказывается, это определяют ДЛИТЕЛЬНОСТИ. Звуки имеют продолжительную или короткую длительность. А сочетание длительностей образует РИТМ. Сейчас мы услышим «Марш деревянных солдатиков» из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Детский альбом».
(Звучит «Марш деревянных солдатиков» из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Детский альбом»)
Вопросы: Какой образ возник, каков его характер? Характер решительный, энергичный. Попробуем легко постучать кончиками пальцев по столу под звуки этой музыки. (Повторное исполнение). Какой ритм у нас получился? Ровный, чёткий. Он соответствует характеру образа? Да, соответствует.
А теперь послушаем небольшой фрагмент (то есть часть) необыкновенно красивого произведения. Это начало сказочной истории о красавице (вы мне, надеюсь, назовёте её имя), которая рассказывала сказки злому правителю – султану Шахриару тысячу и одну ночь. Почему она их так долго рассказывала? Как звали её? Правильно, её звали Шехерезада.
(Звучит фрагмент из вступления к I-й части симфонической сюиты
Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада»).
Вы, наверное, услышали необыкновенно красивую музыку. Ритм в ней напоминает утончённый узор, подобный кружеву. Какой инструмент исполняет мелодию? Правильно, скрипка, и она играет одна, это называется соло (в переводе с итальянского – один). А какой инструмент сопровождает скрипку соло? Правильно, это арфа. Как вы думаете, если бы композитор Н.А. Римский-Корсаков, автор этой замечательной музыки, поручил бы исполнение мелодии, например, тромбону, а сопровождал бы его контрабас, получился бы образ нежной, изящной красавицы? Конечно, нет. А если мы изменим ритм (сочетание длительностей) в мелодии, например, она будет звучать с использованием более продолжительных звуков? (Иллюстрация за инструментом). Можно понять, что перед нами красавица Шехерезада? Конечно, нет.
Вот видите, ребята, какое большое значение в музыке имеет ритм, как и тембр, темп, мелодия, аккомпанемент.
ЛАД В МУЗЫКЕ.
Мы уже с вами знаем, ребята, что музыка может выражать наши настроения. А что же делает её весёлой или грустной? Где та кнопочка, с помощью которой можно мгновенно изменить настроение, окраску в музыке? Никакой волшебной кнопочки нет, а есть в музыке понятие «ЛАД». Звуки как бы ладят друг с другом, образуя что-то подобное семье. Какие-то звуки самые главные, и они как магниты притягивают к себе другие звуки. А есть лады, где царит подлинная «демократия» – все звуки или ступени лада равны между собой, ни один из них не является главным. Если мы на рояле поочерёдно нажмём все клавиши, и белые, и чёрные, не пропуская ни одной, мы как раз и получим ступени одного из таких ладов (он называется хроматическим). Но есть и другие лады.
Послушаем пьесу П.И. Чайковского «Старинная французская песенка» из фортепианного цикла «Детский альбом».
(Звучит «Старинная французская песенка» П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Детский альбом»).
Какое настроение в этой музыке? (Печальное, мечтательное). А сейчас что-то произойдёт с этой музыкой. (Исполнение в мажорном ладу на фортепиано). Что изменилось? Она звучит уже не так печально, более тепло. Что же с ней произошло? Оказывается, изменился ЛАД. Первый раз был минорный лад, как это и задумал композитор. А второй раз пьеса звучала в мажорном ладу.
Сейчас, ребята, вы услышите уже знакомую пьесу.
(Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского)
Как вы считаете, в каком ладу она написана – в мажорном или минорном?. Правильно, в мажорном. А сейчас я сыграю её в миноре. Подходит минор для образа марша солдатиков? Конечно же, нет. Образ стал какой-то сумрачный, в нём нет прежнего задора.
Значит, композитор, для создания образа применяет определённую мелодию, а ещё что? Сопровождение, темп, тембр, ритм, лад. Всё это помогает нам понять – о чём эта музыка, что она выражает или изображает? Что нам хочется делать, слушая её – танцевать, напевать, маршировать? Когда будете слушать музыку сами, попытайтесь понять всё это и определить характер образа, тогда слушать музыку вам станет гораздо интереснее.
ЗНАКОМСТВО С КОРОЛЁМ ИНСТРУМЕНТОВ.
Мы оставили на время Петера, а между тем с ним происходили невероятные события.
Во время репетиции симфонического оркестра, где Петер присутствовал, спрятавшись за спину дедушки Контрабаса, вначале шло всё хорошо. Но вдруг, в самом красивом месте исполняемого произведения Тарелки ударили: трах-тарарах! Петер понял, что Ударные приступили к осуществлению своей угрозы. Забыв обо всём, он выступил вперёд и рассказал Дирижёру о коварном плане Ударных. Петеру ни в коем случае нельзя было присутствовать на репетиции, и Дирижёр вынужден был арестовать Петера. Он приказал пультам (это подставки для нот на тонкой ножке) вывести Петера из зала, где шла репетиция. Пульты окружили его и повели на суд к королю инструментов.
Они пришли к великолепному дворцу. «Двери в тронный зал распахнулись, и устремившаяся туда толпа повлекла с собой Петера…. Зал был просторный, величественный. Украшенные золотом мраморные колонны поднимались к потолку, стены снизу доверху были увешаны картинами. Через цветные витражи в зал проникали яркие солнечные лучи и освещали как раз ту стену, которая была сплошь покрыта большими и малыми трубами. Это и был восседавший на троне король Орган. Большой, величавый, он добродушно улыбался» [СC. 20-21].
Сейчас мы услышим, как звучит орган.
(Исполняется Токката ре минор Иоганна Себастьяна Баха).
Вы слышите, какой это мощный инструмент, он может по силе своего звука соперничать даже с симфоническим оркестром. И ещё одна особенность есть у органа: с помощью его кафедры управления можно менять тембр инструмента! Орган может напоминать звучание то скрипок, то виолончелей, то флейты или тромбона. А ещё на органе играют не только с помощью рук – у него есть и ножная клавиатура. Вот какой это инструмент! Поэтому его и зовут королём всех музыкальных инструментов.
Заметим, что сейчас существуют электронные инструменты, которые называют электроорган, ионика и т.д. У них тоже можно изменять тембры с помощью переключателей, но ножных клавиатур у них нет. Однако мощность их звучания намного уступает мощности настоящего органа.
ЧТО ТАКОЕ ДИНАМИКА В МУЗЫКЕ ИЛИ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ?
Вы, наверное, слышали эхо в лесу или в горах. Если громко что-то прокричать, то вскоре мы услышим какой-то тихий отзвук. Это лес или горы повторят наш звук, только очень тихо. Так и получается эхо. И вот композитор С. Майкапар написал пьесу для фортепиано, которую назвал «Эхо в горах».
(Исполняется на фортепиано пьеса «Эхо в горах» из фортепианного цикла Самуила Майкапара «Бирюльки»).
Как поступил композитор? Какие обозначения он сделал в нотах, для того, чтобы правильно исполнить эту пьесу и для того, чтобы получился образ эха? Когда надо играть громко, ставят латинскую букву f, что означает forte (фортэ, в переводе с итальянского – громко). Если надо исполнять тихо, то пишут букву p, что означает piano (пиано, в переводе с итальянского – тихо). Отсюда и название музыкального инструмента – фортепиано. Его так назвали потому, что на его предшественнике клавесине нельзя было издавать очень громкие или очень тихие звуки, на нём можно было играть неким средним по силе звуком. А на фортепиано уже можно было получать разные звучания.
Сейчас мы с вами услышим «Полонез» и «Вальс» Михаила Ивановича Глинки (из оперы «Иван Сусанин»). Полонез – польский танец, его часто танцевали на балах примерно двести лет назад. Это торжественный танец-шествие. И вы услышите, что композитор предложил эту музыку исполнять в основном громко, хотя встречаются и эпизоды с не очень громкой музыкой. Не очень громко изображается латинскими буквами mf, что означает меццо фортэ. А вальс, наоборот, звучит гораздо тише, чем полонез, это очень изящный, плавный танец. Здесь нередко можно встретить обозначение mp, что означает меццо пиано, то есть не очень тихо, хотя и встречаются эпизоды с использованием f.
(Звучит «Полонез» М.И. Глинки).
(Звучит «Вальс» М.И. Глинки).
Вот видите, ребята, какое большое значение в музыке имеет динамика или динамические оттенки, без них было бы невозможно создать музыкальные образы.
И ещё одна пьеса прозвучит сейчас: «В пещере горного короля» Эдварда Грига. Представьте себя на месте композитора: какие динамические оттенки вы бы поставили в нотах этого произведения? Какой образ появился в вашем воображении?
(Звучит пьеса Эдварда Грига «В пещере горного короля»).
Вопросы: Что вы представили, слушая эту музыку? В таинственной пещере на троне восседает горный король. Его окружают гномы, тролли и другие сказочные обитатели гор. Музыка вначале звучала очень тихо, мы бы поставили в нотах p, то есть тихо. (У Грига в нотах даже pp или пианиссимо, что означает очень тихо), а потом звучность усиливается, как будто сказочных существ из свиты горного короля становится всё больше, и они начинают вести себя всё более угрожающе. Если надо усилить звук, то ставят обозначение crescendo (крещендо), что в переводе с итальянского означает увеличивая. Если надо играть тише, то ставят обозначение diminuendo (диминуэндо), что в переводе с итальянского означает уменьшая.
Итак, можно ли предположить хотя бы на миг, что музыка была бы только громкая или только тихая? Конечно же, нет. Как нельзя допустить, что в музыке всегда присутствует только один образ – вы уже знаете, что их, музыкальных образов, огромное множество, что делает музыку такой разнообразной и богатой! Представим на миг, что в нотах исчезло обозначение динамических оттенков. Наверное, больше всего неразберихи было бы в симфоническом оркестре: кто-то из музыкантов начал бы играть очень тихо, другие, наоборот, очень громко. Как пришлось бы тяжело дирижёру, чтобы навести порядок при исполнении музыкального произведения!!
ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ?
Сейчас прозвучит одно из замечательных произведений – «Шествие гномов» норвежского композитора Эдварда Грига. Представим себе сумрачный северный лес, таинственные огоньки, топот маленьких ножек, прыжки…Гномов становится как бы всё больше и больше, и вот они уже рядом, поражая нас мощью своего движения. А потом всё стихает, и мы «услышим» как бы дуновение ветерка или «увидим» сверкание росинок в траве при лунном свете – прозвучат лёгкие, порхающие пассажи (то есть быстрое чередование звуков в определённой последовательности). И вот здесь, чтобы создать настроение покоя, таинственности, любования красотами природы, Эдвард Григ использует необыкновенные созвучия или гармонии и их сочетания. А потом опять мы услышим грозное шествие гномов.
(Звучит «Шествие гномов» Э. Грига).
Вопросы: Скажите, в каком темпе звучала пьеса? В быстром темпе. Менялся ли характер музыки в разных частях музыки? Да, менялся. Сколько раз? Три раза. И третья часть полностью повторила первую часть? Да, полностью. Значит, какая форма в этой пьесе Грига? Форма трёхчастная. Как вы считаете, если бы Григ в средней части для передачи наших чувств при любовании лунной ночи в лесу использовал бы резкие созвучия, получился бы нужный образ? Нет, не получился бы. Гармонии придают этой музыке спокойный, нежный, какой-то просветлённый характер.
А вот другой пример – вступление к I-й части Патетической сонаты Людвига ван Бетховена. Здесь композитор использует резкие, напряжённые звучания. И как это соответствует характеру музыки, суровому и мужественному! Такие созвучия называются ДИССОНАНСАМИ.
Музыку без гармонии трудно себе представить. Как в живописи нужны краски, их оттенки, так и в музыке нужны гармонии, которые определённым образом окрашивают звучания.
ФАКТУРА В МУЗЫКЕ.
ФАКТУРА (в переводе с латинского – строение, изготовление, обработка) – тип строения самой музыкальной ткани. Если в произведении есть мелодия и аккомпанемент, т.е. один голос главный, а другие ему подчиняются, то такая фактура называется ГОМОФОННОЙ ФАКТУРОЙ (от лат. гомос – один и фон – звук). Она встречается в танцевальной музыке, в несложных песнях, маршах и т.д.
Но есть и другой тип фактуры. Представим, что одновременно говорит много людей, и каждый из них произносит свой текст, т.е. их голоса не подчиняются друг другу, они равны между собой. Вот такое равноправие голосов встречается в другом типе фактуры, которая называется ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ ФАКТУРОЙ (от слова поли, что в переводе с латинского означает много, и фон, что означает голос, т.е. многоголосие).
Полифоническая фактура бывает разной. В некоторых произведениях одна и та же мелодия или тема может звучать в разных голосах. Тогда такая полифония называется имитационной (от лат. слова имитация, что означает подражание). Мы сейчас послушаем с вами «Песню моряков» С. Майкапара из его фортепианного цикла «Бирюльки».
(Звучит «Песня моряков» С. Майкапара в исполнении на фортепиано педагогом).
Если внимательно вслушаться в эту музыку, то можно понять одну интересную особенность: мелодия или тема звучит в верхнем голосе, а нижний голос, вступая позже, как эхо повторяет её. Такое устройство полифонической фактуры бывает в КАНОНЕ (в переводе с греческого – правило, образец).
Встречается и более сложный образец имитационной полифонии – ФУГА (в переводе с латинского – бег, бегство, течение). Тема поочерёдно проводится в разных голосах, их количество бывает различным – чаще всего от двух до пяти, но в ранних образцах фуг голосов могло быть и больше.
Послушаем фугу до минор И.С. Баха. В этой фуге тема вначале прозвучит одноголосно и её будет легко запомнить. Потом она будет поочерёдно проводиться во втором и в третьем голосах, а в это время в этих голосах будут звучать другие, самостоятельные, отличные от темы мелодии. Таким образом получается в фуге многоголосие или полифония. Во время слушания попробуйте отметить появление темы в том или другом голосе лёгким похлопыванием в ладоши, постукиванием карандаша о поверхность стола и т.д. У вас, наверное, создастся впечатление, что тема стремится догнать свою предшественницу в другом голосе, а удастся ей это сделать или нет – судите сами.
(Звучит фрагмент фуги до минор из цикла прелюдий и фуг «Хорошо темперированный клавир», часть 1 И.С. Баха)
Но в полифонической фактуре гораздо чаще встречаются случаи, когда в голосах проводятся одновременно разные, совершенно самостоятельные мелодии. Такая полифония называется КОНТРАСТНОЙ. Сейчас прозвучит фрагмент из симфонической увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта», знаменитая тема любви. Вы услышите, что основная мелодия проводится у скрипок, но одновременно с ней у других струнных, у медных и деревянных духовых звучит другая, не менее прекрасная мелодия. Она самостоятельна по своей мелодической линии и как бы расцвечивает дополнительными красками основную тему. Это как раз и будет пример контрастной полифонии.
(Звучит тема любви из увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»)
Пример контрастной полифонии встречался нам и в песне Е. Крылатова «Прекрасное далёко» в третьем куплете, когда у хора появились короткие самостоятельные мелодии (подголоски), а у солистки была основная мелодия.
Гомофонная фактура строится на основе ГАММ (гамма – ряд звуков в определённой последовательности), АККОРДОВ (звучание не менее трёх звуков, расположенных преимущественно через один звук, что называется интервалом ТЕРЦИЯ), АРПЕДЖИО (разложенные аккорды, когда звуки аккордов исполняются поочередно), ПАССАЖЕЙ (быстрое чередование звуков в определённой последовательности) и т.д. Таким образом, фактуры различают гаммообразные, аккордовые, в виде арпеджио или пассажей, и все эти виды фактур относятся к гомофонной фактуре. С подобными типами фактур мы с вами будем встречаться очень часто, и я буду обращать ваше внимание на них.
Итак, мы с вами познакомились с понятиями: мелодия, аккомпанемент, лад, ритм, темп, динамические оттенки или динамика, гармония, фактура.
ЧТО ТАКОЕ ИНТОНАЦИЯ?
Когда мы произносим слова, то всегда подчиняем их какому-нибудь смыслу. Выражая наше настроение, мысли, мы то понижаем голос, то повышаем его. Например, слово «ДА» можно произнести с интонацией удивления, восторга, ужаса и т.д. (Произнесение слова «Да» с разной интонацией). Когда вы, ребята, читаете стихи, вас просят произносить их «с выражением». Умение владеть интонацией ценилось в ораторском искусстве, особенно в Древней Греции и Древнем Риме. Да и сейчас правильно произносить слова, ярко и интересно строить свою речь очень важно для любого человека: учителя, диктора или члена правительства.
Дмитрий Борисович Кабалевский отмечал, что в нашей речи интонация не определена никакими обозначениями, просто мы сами повышаем или понижаем голос в зависимости от смысла произносимого слова. Попробуем произнести слова: «Мне грустно». Мы замечаем, что в конце их мы как бы поневоле понижаем голос, подчёркивая своё настроение. Если послушать начало романса Александра Сергеевича Даргомыжского «Мне грустно», то мы обнаружим, что музыкальная интонация почти точно повторила речевую интонацию. Так бывает часто, когда музыка как бы копирует какие-нибудь интонации нашей речи, ведь музыка так тесно связана с жизнью! Но, конечно, музыкальные интонации не могут абсолютно точно воспроизвести речевые интонации, а только приближаются к ним.
Вспомним мелодию песни «Священная война» А.В. Александрова. Песня была написана в первые дни Великой Отечественной войны, когда на нашу страну внезапно напала фашистская Германия. В начале фразы «Вставай, страна огромная!» на слове «вставай» мы слышим мужественную героическую интонацию. Такая же интонация или её «зерно» есть и в начале Гимна Российской Федерации. Но не только мелодия определяет интонацию. В «Священной войне» её суровый, героический характер подчёркивается минорным ладом, чеканным ритмом, напоминающим поступь.
А вот совсем другое «зерно» интонации – в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута» (из фортепианного цикла «Бирюльки»). Здесь уже не волевые, размашистые интонации, а прерывистые, напряжённые, мелодия двигается по соседним ступеням.
(Звучит пьеса С. Майкапара «Тревожная минута» из фортепианного цикла «Бирюльки», исполненная на фортепиано педагогом).
Но интонацию мы не рассматриваем только как часть мелодии. В пьесе «Тревожная минута» большую роль играет аккомпанемент (движение, прерываемыми паузами – перерывами в звучании). Подобный аккомпанемент, минорный лад, быстрый темп – всё это в целом тоже имеет самое прямое отношение к интонации, выражающей тревогу, волнение. Просто в «зерне» интонации определяется в сжатом виде главный смысл музыкального образа.
Сейчас мы услышим ещё одну пьесу.
(Исполнение на фортепиано «Колыбельной» С. Майкапара из цикла «Бирюльки»).
Попытайтесь на слух сами определить «зерно» интонации. Какое оно? Правильно, это первые четыре звука. Что оно напоминает? Оно напоминает плавное покачивание, а потом следует остановка. Именно так раскачивают колыбельку с малышом. Значит, «зерно» интонации может напоминать и движение. Сама интонация ласковая и нежная, как бы «убаюкивающая».
ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМОЙ.
В нашей жизни мы с вами постоянно встречаемся с повторностью и контрастностью. Контраст или контрастность – отличие от чего-либо. Например, день-ночь, свет-тьма и т.д. Продолжите этот ряд, и вы сами убедитесь в том, как часто встречаются эти явления в нашей жизни. Причём они нередко повторяются. Например, день-ночь и снова день-ночь. Они разные, т.е. контрастные друг другу, но неизменно повторяются. Также и времена года. Обозначим буквами эти повторяющиеся или контрастные эпизоды: АВ АВ… или АВСD АВСD…. и т.д. Также и в музыкальных произведениях встречаются повторы и контрасты. Чем же будут отличаться эти части музыкального произведения друг от друга? Прежде всего, своим характером.
Вначале вы услышите одночастное произведение. В нём характер музыки меняться не будет.
(Звучит Прелюдия №7 Фридерика Шопена).
На протяжении всего этого произведения используется мажорный лад, часто повторяется один и тот же ритм, то есть характер образа не меняется. Значит, это произведение, в котором только одна часть, имеет одночастную форму (условно изобразим эту форму буквой А).
Сейчас прозвучит «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Детский альбом». Чайковский назвал её так под впечатлением от итальянского города Неаполя. Послушайте и скажите, есть в ней контрастные части или нет?
(Звучит «Неаполитанская песенка»).
Правильно, в этой пьесе есть контрастные части. Вначале характер был изящный, задорный, а потом звучность стала другой: ускорился темп, в мелодии появился ритм с короткими по длительностям звуками, которые напомнили игру на мандолине – национальном итальянском инструменте. В этом произведении две части, и его форма называется двухчастной. Обозначим её латинскими буквами АВ, где А – первая часть, В – вторая часть.
(Исполняется на фортепиано пьеса «Пастушок» из фортепианного цикла С. Майкапара «Бирюльки»)
Определите, сколько частей в этом музыкальном произведении? Правильно, здесь две части, есть контраст между первой и второй частями. В конце второй части мы слышали интонации первой части, но полностью она не повторилась.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМОЙ.
Итак, ребята, вы уже познакомились с одночастной и двухчастной формой в музыке, и вы уже знаете, что форма музыкального произведения строится на основе повтора и контраста частей, когда меняется характер музыки.
Сейчас прозвучит «Вальс» П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Детский альбом». Поднимите руку, когда будет меняться характер той или иной части.
(Звучит «Вальс» Чайковского)
Вопросы: Сколько раз вы поднимали руку? Правильно, два раза. Сколько частей в этом произведении? Правильно, три части. Какие части повторяются? Первая и третья. Как можно изобразить эту музыкальную форму латинскими буквами? АBА. Какая мелодия была в крайних частях – первой и третьей? Она то легко, грациозно взлетала вверх, то рассыпалась в гаммообразных пассажах (гамма – ряд звуков в определённой последовательности). Аккомпанемент был типичный для вальса: звук в басу и дважды повторенный аккорд (одновременное звучание не менее трёх звуков). А во второй части? (исполнить фрагмент на фортепиано). Музыка звучит в миноре, резко меняется аккомпанемент – возникает часто повторяющийся интервал (сочетание двух звуков). Соответственно меняется и образ: вместо радостного волнения в первой части возникает какое-то тревожное настроение. Значит, мы услышали, что здесь композитор использовал явный контраст между частями. А третья часть повторила первую. Таким образом, мы с вами установили, что в этом «Вальсе» Чайковского музыкальная форма трёхчастная.
Одна музыкальная форма очень часто встречается, и вы, ребята, хорошо с ней знакомы, только, наверное, не знали, как она называется. А называется она куплетной формой и встречается в песнях. Каждый куплет состоит из запева и припева, музыка в запеве и припеве повторяется столько раз, сколько в песне куплетов, слова в запевах разные, а в припеве одни и те же. Вы, наверное, знаете замечательную песню Евгения Крылатова «Прекрасное далёко» из кинофильма «Гостья из будущего». Когда будете слушать песню, попытайтесь определить, сколько раз повторялся припев и запев, то есть, сколько было куплетов, и были ли изменения в их музыке и исполнении? Попытайтесь сами изобразить буквами куплетную форму.
Вопросы: Сколько раз повторялись куплеты? Три раза. И каждый раз повторялись и запев и припев. Дайте буквенное изображение этой формы. Правильно: АВАВАВ. Вы, наверное, заметили, что запев исполняется чаще всего солистом, а хор поёт припев: «Прекрасное далёко не будь ко мне жестоко». И так было в первом и втором куплетах. А в третьем куплете, когда запев исполняется солистом и хором, у него звучали краткие подголоски – небольшие самостоятельные мелодии, и третий куплет значительно отличался от двух предыдущих, в нём появились изменения. Чтобы этот момент отразить в нашей схеме формы, поставим следующий знак: АВ. АВ. А1В. Тем самым мы с вами в схеме музыкальной формы данной песни обозначили другой вариант исполнения.
Сейчас мы с вами немного поиграем в слова. Надо будет произнести какую-нибудь простую фразу, например: – Я иду в школу. А потом немного изменить её, придумать дополнение к ней. Например: – Я иду в школу с хорошим настроением! Постарайтесь, чтобы во всех изменениях присутствовали начальные слова: «Я иду в школу». (Проведение игры).
А теперь ещё один пример. Девочки очень любят наряжаться. Но что бы девочка ни надевала – платье, костюм, пальто и т.д. – сама она будет изменяться? Например, Катя превратится в Лену? Правильно, нет, не превратится. Всё это напоминает ещё одну музыкальную форму – вариационную (от слова вариация, что означает изменение). То есть вначале звучит основная мелодия, она называется ТЕМОЙ, а потом будут звучать вариации, в которых с темой будут происходить какие-то изменения. Может измениться аккомпанемент или лад, тема может звучать у разных инструментов, в разных регистрах музыкального инструмента и т.д.
Сейчас мы послушаем фрагмент из произведения «Болеро» французского композитора Мориса Равеля. (Болеро – это название испанского танца). Оно строится на основе одного и того же ритма. Вы его будете слышать постоянно. И мелодию или тему тоже будете узнавать. Тема будет звучать у разных инструментов, её сопровождение будет меняться в каждой вариации. Постарайтесь определить, какие тембры использует композитор в проведении основной мелодии? И ещё. Постарайтесь определить, что менялось в произведении от вариации к вариации?
(Звучит фрагмент из «Болеро» М. Равеля).
Вопросы: Что было неизменным? Мелодия, ритм, постоянно звучала одна и та же ритмическая фигура у малого барабана. А что изменялось в каждой вариации? Правильно, изменялся тембр, основные мелодии (их две) в вариациях проводили различные инструменты: кларнет, гобой, флейта, струнные или одновременно разные группы инструментов. А ещё изменялась динамика – от рр до ff. Как мы обозначим вариационную форму? АА1А2 А3 и т. д.
Сейчас мы познакомимся с вами ещё с одной музыкальной формой. Она встречается не так часто, как трёхчастная форма. Но знать о ней всё же надо. Это форма рондо. Её название происходит от французского слова roundeau (рондо), что значит «круглый». Данная форма возникла в старинных танцах, когда танцующие двигались по кругу, и через какие-то промежутки повторяли одни и те же движения. Так и в музыкальной форме рондо: одна из частей повторяется не менее трёх раз, а между ними появляются две другие контрастные части. Таким образом, схему формы рондо можно представить так: АВАСА.
А теперь послушаем музыкальные произведения, форму которых можно определить как форму рондо.
Вначале прозвучит романс Александра Порфирьевича Бородина на слова Н. Некрасова «Спящая княжна». В глухом лесу спит зачарованная княжна, которую никто не может разбудить. Образ спящей княжны композитор создаёт с помощью плавных, спокойных интонаций, напоминающих колыбельную. В аккомпанементе часто будет появляться интервал, который называют большой секундой (он изображается как б2) Это одна из интонаций, которая тоже создаёт образ сна: возникает что-то успокаивающее, застылое, неподвижное. Послушаем первый раз этот романс. Какие образы вы представите не только в начале, но и в последующих частях романса?
(Звучит романс А.П. Бородина «Спящая княжна»)
Во второй части или эпизоде вы определили образ правильно: это образ бури в лесу, которая проносится над княжной. Какой стала музыка? Громкой, бурной, фантастической. В ней используется так называемый увеличенный лад. Его звукоряд строится из больших секунд, и все его ступени равны между собой. Здесь нет стремления, тяготения ступеней, например, к I-й ступени лада, которая называется ТОНИКОЙ, как это бывает в мажоре, миноре и других ладах. Отсюда такое необычное, нереальное звучание.
Затем мы с вами услышали, что первая часть повторяется, в ней опять изображается спящая княжна. В четвёртой части возникает образ могучего богатыря, но и он не может пробудить княжну. В конце опять повторяется материал первой части. Итак, сколько частей было в романсе? Пять. Какие части повторялись? Первая, третья, пятая. Эти повторяющиеся части в форме рондо называют РЕФРЕНОМ. Сколько было контрастных частей? Две части. Их называют ЭПИЗОДАМИ. Как можно изобразить схему рондо? АВАСА.
Послушаем ещё раз этот романс. Поднимите руку, когда будут эпизоды и повторения рефрена.
Сейчас прозвучит одно из самых популярных произведений в мире. Его написал австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Это РОНДО в турецком стиле (или Rondo a la turca) – третья часть его фортепианной сонаты №11. Почему «в турецком стиле»? Об этом мы поговорим с вами более подробно, когда будем изучать творчество Моцарта. А сейчас скажем, что в этом произведении композитор как бы подсмеивался над образом турецких воинов янычар. Отсюда и использование маршевых интонаций, имитация игры на малом турецком барабане, под дробь которого янычары шли в атаку. Но этот образ не страшный, а смешной, как будто перед нами не люди, а кукольные персонажи.
Маршевость встречается здесь в первом эпизоде. А в рефрене мы слышим лёгкую, изящную мелодию, на смену которой приходят отрывистые, игривые интонации. В конце рондо – КОДА. Так называется завершающая часть во многих музыкальных произведениях. Чаще всего, в коде звучат интонации, которые встречались уже раньше. Завершается рондо Моцарта мажорными, ликующими интонациями.
(Звучит Рондо в турецком стиле, третья часть из фортепианной сонаты №11 В.А. Моцарта)
Итак, вы познакомились с такими понятиями, как мелодия, аккомпанемент, темп, тембр, ритм, лад, динамика, гармония, фактура. Это основные средства музыкальной выразительности, с помощью которых создаются музыкальные образы. Вы познакомились также с понятием интонации, главным выражением музыкальной мысли, без чего также невозможно существование музыки, а также с понятием музыкальной формы, основной принцип которой – повторность и контрастность частей. Надеюсь, эта часть книги будет небесполезной для понимания самых главных особенностей музыки при более осознанном восприятии музыкальных произведений. В последующих разделах «Книги о музыке» я буду опираться на сведения, изложенные в данной части.