Искусство музыки Искусство музыки Искусство музыки
  •  Напишите автору
  •  Читать книгу "Искусство музыки"
  •  
  •  "Русская симфоническая поэма: к проблеме типологии жанра."
  • Аннотация
  • Введение
  • Глава I. Поэма и поэмность. О происхождении термина "поэма". Краткий экскурс в историю литературной симфонической поэмы.
  • Философские и эстетические основы поэм и поэмности.
  • Отличия симфонических поэм от других жанров программной симфонической музыки.
  • Симфонические поэмы и символ.
  • Глава II. Романтические и символистские тенденции в развитии русской художественной культуры рубежа ХIХ-ХХ веков.
  • Русские симфонические поэмы начала ХХ века.
  • Глава III. Симфоническая поэма в творчестве А.Н. Скрябина
  • Дуализм творческого мышления.
  • Философия Скрябина: идеи и творчество.
  • Эволюция симфонического творчества Скрябина.
  • "Поэма экстаза".
  • Глава IV. Симфоническая поэма в творчестве С.В. Рахманинова.
  • Эстетическое кредо Рахманинова.
  • Формирование симфонической поэмы в творчестве Рахманинова.
  • Симфоническая поэма "Князь Ростислав".
  • Симфоническая фантазия "Утес".
  • Симфоническая поэма “Остров мeртвых”.
  • Заключение.
  • Приложения. Таблица симфонических поэм.
  • Приложения. Композиторы, обращавшиеся к жанру симфонической поэмы.
  • Список литературы.
  •  Ваши комментарии
  •  
  •  Напишите автору
  •  Читать книгу "Искусство музыки"
  •  
  •  "Русская симфоническая поэма: к проблеме типологии жанра."
  • Аннотация
  • Введение
  • Глава I. Поэма и поэмность. О происхождении термина "поэма". Краткий экскурс в историю литературной симфонической поэмы.
  • Философские и эстетические основы поэм и поэмности.
  • Отличия симфонических поэм от других жанров программной симфонической музыки.
  • Симфонические поэмы и символ.
  • Глава II. Романтические и символистские тенденции в развитии русской художественной культуры рубежа ХIХ-ХХ веков.
  • Русские симфонические поэмы начала ХХ века.
  • Глава III. Симфоническая поэма в творчестве А.Н. Скрябина
  • Дуализм творческого мышления.
  • Философия Скрябина: идеи и творчество.
  • Эволюция симфонического творчества Скрябина.
  • "Поэма экстаза".
  • Глава IV. Симфоническая поэма в творчестве С.В. Рахманинова.
  • Эстетическое кредо Рахманинова.
  • Формирование симфонической поэмы в творчестве Рахманинова.
  • Симфоническая поэма "Князь Ростислав".
  • Симфоническая фантазия "Утес".
  • Симфоническая поэма “Остров мeртвых”.
  • Заключение.
  • Приложения. Таблица симфонических поэм.
  • Приложения. Композиторы, обращавшиеся к жанру симфонической поэмы.
  • Список литературы.
  •  Ваши комментарии
  •  

АННОТАЦИЯ.

В книге представлены результаты длительного исследования автором жанра симфонической поэмы. Надеемся, что данная работа восполняет пробелы в определении жанровых свойств симфонических поэм, их отличий от увертюр, симфонических картин, фантазий. Особый интерес представляет обращение автора к Серебряному веку русской художественной культуры: изучение малоизвестных поэм молодого Мясковского, Ляпунова, Василенко, философского аспекта и проблемы символа в поэмах Скрябина и Рахманинова, изучение процесса формирования жанра симфонической поэмы в их творчестве.

Всех, кто обращается к исследованию жанра симфонической поэмы, может привлечь Таблица симфонических поэм (по авторскому определению) с момента их возникновения – до 90-х годов ХХ века.

Книга может служить дополнительным материалом для преподавателей истории музыки, музыкальной литературы, мировой художественной культуры, культурологии, а также для всех интересующихся русской музыкой и жанром симфонической поэмы.

Приношу самую глубокую благодарность рецензенту данного издания – Девятовой Ольге Леонидовне, доктору культурологии, профессору Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, благодарю светлой памяти Михаила Кесаревича Михайлова, моего научного руководителя, кандидата искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской (ранее Ленинградской) государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Я благодарна также Вольпер Нине Алексеевне, кандидату искусствоведения, профессору, зав. кафедрой истории музыки и коллегам Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, принимавших участие в обсуждении моей работы на ранних этапах её создания.

  • Назад
  • Вперед
© Искусство музыки 2025